Служебные части речи. Простые и составные числительные

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: ЧАСТИ РЕЧИ.

Цель: - введение понятия части речи как группы слов с одинаковым общим

грамматическим значением.

Задачи: обучающая – познакомить учащихся с различными частями речи,

как со словами, имеющими одинаковое общее грамматическое

значение;

развивающая – продолжить формирование орфографических и

пунктуационных навыков, развитие познавательной активности

учащихся;

воспитывающая – использовать воспитательные возможности данной

темы для повышения культуры учащихся, воспитания чувства любви и

уважения к русскому языку, показать богатство и красоту русского

языка.

Ход урока:

I . ОРГ.МОМЕНТ.

Работа по оформлению тетради.

Прочитайте сегодняшнюю дату и запишите её в тетради, выделите орфограммы.

II . МИНУТКА КРАСИВОГО ПИСЬМА.

Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.

Веселый - грустный

Старый …

Горячий...

Легкий …

Умный …

Голодный …

Можно ли среди этих сочетаний выделить слова? Что они означают?

III . АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1. Психологическая подготовка к восприятию нового материала.

При помощи чего люди общаются друг с другом? (При помощи языка, речи.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Из чего состоит наша речь? (Из слов.)

Одинаковое ли значение имеют слова? (Нет. Одни слова обозначают предмет, другие – признак предмета, а третьи – процесс.

Молодцы!

2. Создание учебной ситуации.

Распределительный диктант.

Запиши слова в три столбика.

Прекрасный, проходил,кухня, атлетический, бегал, еда, добрый, залюбовался, пуговица, тракторист, печальный, отдалялся, гладит, подготовка, местный, пишешь, тетрадь, печальный, стол, опередить, нарисую.

По какому признаку вы распределите эти слова?

IV . Самоопределение к деятельности.

1 Сколько слов в русском языке?

2 А во всех языках, вместе взятых?

Представьте коробку, из которой высыпались слова. Что делать? Наводить порядок. А как? Их надо сгруппировать. Что же делать? (слова нужно сгруппировать так, чтобы в одной группе оказались слова, обладающие общими признаками.)

Части речи

Самостоятельные Служебные

Существительные Прилагательные

Предлоги Союзы

Частицы

Числительное Местоимение Глагол

По какому признаку можно сгруппировать слова? (по частям речи)

Дополните схему.

Сформулируйте задачи урока (повторить части речи и их признаки, научиться распознавать изученные части речи)

3. Чтение правила в учебнике

V . ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

1. Применение сконструированного понятия для разграничения частей речи.

На какие две большие группы можно разделить слова?

Сколько частей речи вы обнаружили? Сможете ли вы доказать, что слова Тревога, Тревожный и Тревожиться относятся к разным частям речи?

2. Перечислите служебные части речи. Приведите пример.

3. Почему эти части речи называются служебными? (они не имеют своих грамматических признаков, служат для связи слов в предложении и словосочетании)

4. Выполнение упражнения 3 стр. 1. (2 часть)

Прочитайте предложения выразительно.

Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова – к самостоятельным или служебным.

Прочитайте предложения без служебных слов.

Какова роль служебных слов в предложениях?

5. Выполнение упражнения 5 стр.2.

Какую роль играют в предложении союзы и предлоги?

К какой группе частей речи относятся?

Найдите в предложении числительные.

На какой вопрос отвечают числительные?

Объясни написание слов тринадцать и шестнадцать.

Запишите слово двенадцать в словарик, подчеркни орфограммы и поставь ударение.

Проверка. Выполнить на доске звуко - буквенный разбор слова зяблик.

VI . САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. (Работа по карточкам.)

предмет

признак

процесс

Поднимает, синий, дерево, гордый, ясность,

разноцветный, река, блестеть, зеркало, желтый

Распределите слова по группам.

В каждую группу отнесите слова определённой части речи.

предмет

признак

процесс

Мастерит, читает, строительный, плотник, листок,

инженер, красный, ходьба, зеленеть, греет.

Работа по тетради не печатной основе. Выполнение упражнение 1 в рабочей тетради на стр 1 (2 часть)

На какие ещё вопросы может отвечать имя существительное?

Как изменяются имена существительные?

Какие постоянные признаки имеют имена существительные? (род, склонение, могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными)

Какая часть речи связана с существительным? (прилагательное)

Как изменяются глаголы? (по числам и временам)

Грамматические признаки каких частей речи может иметь местоимение? (местоимения - существительное – личные и неопределенные (никто, ничто, некого, нечего, некто, нечто, кто-то и др.) местоимения- прилагательные - никакой, ничей, некоторый, некий, какой-то и др.) , местоимения- числительное - несколько, сколько-нибудь)

v I . Рефлексия

Укажите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Говорит попугай попугаю :

Я тебя, попугай , попугаю !

Попугаю в ответ попугай:

- Попугай, попугай, попугай !

VII . ИТОГ УРОКА.

Что нового вы узнали на уроке?

Как вы думаете, кто лучше всех отвечал на вопросы?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 2 стр. 2 (рабочая тетрадь)

1. Все слова русского языка можно разделить на группы, которые называют частями речи .

Вместе с синтаксисом морфология составляет раздел науки о языке, называемый грамматикой .

2. Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

3. Все части речи делятся на две группы - самостоятельные (знаменательные) и служебные . Особое положение в системе частей речи занимают междометия.

4. Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.

К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:

Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др.) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав?) Мечтая, решив.

Примечания.

1) Как уже отмечалось, в лингвистике нет единой точки зрения на положение в системе частей речи причастия и деепричастия. Одни исследователи относят их к самостоятельным частям речи, другие считают их особыми формами глагола. Причастие и деепричастие действительно занимают промежуточное положение между самостоятельными частями речи и формами глагола. В данном пособии мы придерживаемся точки зрения, отражённой, например, в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

2) В лингвистике нет единой точки зрения на состав такой части речи, как числительные. В частности, в «академической грамматике» принято рассматривать порядковые числительные как особый разряд прилагательных. Однако школьная традиция относит их к числительным. Этой позиции будем придерживаться и мы в настоящем пособии.

3) В разных пособиях по-разному характеризуется состав местоимений. В частности, слова там, туда, нигде и др. в одних школьных учебниках относят к наречиям, в других - к местоимениям. В данном пособии мы рассматриваем такие слова как местоимения, придерживаясь точки зрения, отражённой в «академической грамматике» и в учебнике: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Л. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., 2001.

5. Служебные части речи - это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.

    К служебным словам нельзя поставить вопрос.

    Служебные слова не являются членами предложения.

    Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.

    К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:

    предлог (в, на, об, из, из-за );

    союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если );

    частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только ).

6. занимают особое положение среди частей речи.

    Междометия не называют ни предметов, ни действий, ни признаков (как самостоятельные части речи), не выражают отношений между самостоятельными словами и не служат для связи слов (как служебные части речи).

    Междометия передают наши чувства. Для выражения изумления, восторга, страха и др., мы используем такие междометия, как ах, ох, ух ; для выражения чувства холода - бр-р , для выражения страха или боли - ой и т.д.

7. Как отмечалось, одни слова в русском языке могут изменяться, другие - нет.

    К неизменяемым относятся все служебные части речи, междометия, а также такие знаменательные части речи, как:

    наречия (вперёд, всегда );

    деепричастия (уходя, уйдя, приняв ).

    Не изменяются также некоторые:

    существительные (пальто, такси, жалюзи );

    прилагательные (пальто цвета беж , костюм цвета электрик );

    местоимения (тогда, там ).

    с помощью окончания ;

    Ср.: сестра - сестры ; читал - читала .

    с помощью окончания и предлога ;

    Сестра - к сестре, у сестры, с сестрой.

    с помощью вспомогательных слов .

Тема: Части речи (3 класс)

Цель: обобщить знания учащихся о частях речи русского языка.

I.Организационный момент.

  1. Слово учителя. Перед вами карта, на ней вы видите страну Лингвинию (на доске). /Лингвистика – наука о языке/.

Наш корабль причалит к берегу большого острова морфология. Сосчитайте, сколько городов на этом острове. (14 частей речи)

Многие города вам еще неизвестны, знакомство с ними впереди. Сегодня мы посетим совершенно особенные города: Имя Существительное, Имя Прилагательное, Глагол.

Ну что, маршрут принят? Тогда вперед!

  1. На доске: прилагательное

Приставка

Существительное

Какое из слов лишнее? Почему?

О чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О частях речи)

II. Разминка.

Задание:

Каждая команда получает карточку-таблицу. Ее нужно заполнить, распределив слова в таблице

правильно. (Слова в таблице закрепить с помощью клея).

имя существительное

подлежащее

сказуемое

корень

приставка

суффикс

окончание

имя прилагательное

глагол

предлог

определение

дополнение

Проверка.

III. Словарная работа.

Составьте словарный диктант. Включите в него 10 слов: 4 названия действий, 3 названия признаков, 3 названия предметов. (Первые пять человек получат оценки.)

IV. Повторение. Мозговой штурм.

Команда (ряд) за 1 минуту должна правильно ответить на возможно большее количество вопросов. Другие команды прошу следить за ответами и временем.

Вопросы первой команде:

  1. Часть речи, обозначающая предметы, явления природы, состояние человека, отвечающая на вопросы кто? что? /Имя существительное/
  2. Слова противоположные по значению. / Антонимы/
  3. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы сто делать? что сделать? /Глагол/
  4. Часть слова служит для связи слов в предложении. /Окончание/
  5. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? /Неодушевленные/
  6. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов? /Суффикс/
  7. После приставки, оканчивающейся на согласную букву и перед корнем, начинающимся на гласные е,ё,ю,я пишется… /Разделительный твердый знак/
  8. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «он,мой»? /Мужского рода/
  9. Окончание, не обозначенное звуком… /Нулевое окончание/
  10. Слова, у которых 2 корня называются… /сложными/

Вопросы второй команде:

  1. Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог – это… /Части речи/
  2. Общая часть родственных слов, в которых заключено их лексическое значение. /Корень/
  3. Слова, близкие по значению … /Синонимы/
  4. Подлежащее, сказуемое … /Главные члены предложения/
  5. Бывает ли слово без суффикса? /Да/
  6. Имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? /Одушевленные/
  7. Часть слова, которая служит для связи слов в предложении и образования форм слова? /Окончание/
  8. Неизменяемая часть речи./ Наречие/
  9. Нельзя задать вопрос к этой части речи. /Предлог/
  10. Вся часть слова без окончания… /Основа слова/

Вопросы третьей команде:

  1. Часть слова, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? /Имя прилагательное/
  2. Указывает на предмет, но его не называет… /Местоимение/
  3. Буквы, расположенные в определенном порядке… /Алфавит/
  4. Бывает ли слово без корня? /Нет/
  5. Какие существительные пишутся с большой буквы? /Имена собственные/
  6. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? /Приставка/
  7. Какого рода имена существительные, к которым можно подставить слова «она, моя»? /Среднего рода/
  8. Слово или несколько слов, выражающих законченную мысль называется … /предложением/
  9. Часть речи, обозначающее количество или порядок предметов при счете… /Числительное/
  10. Чтобы в слове выделить окончание, надо … /изменить слово/

V. Физкультминутка

Я скажу существительное – стоим, глагол – идем на месте, прилагательное – наклоны влево, вправо.

Дождевой, проснулся, тюль, встал, хлебный, предложение, улыбался, спектакль, тетрадный,

классный, остановка.

Как вы определяли части речи?

VI. Синтаксический разбор предложений

  1. Елка ветки свои опустила.

Белый иней осыпал ее.

(Г.Галина)

2) На горе высокой дуб растет могучий.

VII. Проверка – самооценка.

У каждого на парте лежит лист. Впишите фамилию.

На полоске пять чисел. Я прочитаю пять предложений. Не согласны с утверждением – зачеркните число, согласны – число пропустите.

  1. Имена прилагательные в предложении являются главным членом предложения и отвечают на вопрос кто? что?
  2. Имена существительные имеют постоянные признаки: род, одушевленность и неодушевленность.
  3. Род имени прилагательного зависит от глагола.
  4. Имя существительное – служебная часть речи.
  5. Глагол обозначает признак предмета.

Самопроверка.

Самооценка.

VIII. Обобщение материала.

Заполним таблицу, работая коллективно.

Часть речи

Что обозначает

вопросы

Роль в предложении

Имя существительное

предмет

кто? что?

подлежащее

Имя существительное

предмет

вопросы косвенных падежей

дополнение

Имя прилагательное

признак предмета

какой? чей?

определение

Могут быть другие вопросы, зависит от существительного.

глагол

действие

что делать? что сделать?

сказуемое

I Х. Самостоятельная работа.

Проверим на практике, насколько хорошо усвоили материал. Работа по карточкам.

… играли во дворе.

Х. Домашнее задание.

Выбираете то задание, которое вам интересно и не вызывает затруднений.

1) Придумать 3 красивых предложения и выполнить их разбор.

2) Подобрать из книг 3 простых предложения и выполнить разбор.

3) Записать слова разных частей речи, но не менее 15 слов.

Х I. Итог урока.

Что запомнилось из урока?

Что удалось?

Что не понравилось?

А мне, ребята, понравились ваши ответы, ваше отношение к русскому языку. Вы говорили

уверенно, грамотно, и мне не удалось вас запутать. Вы были очень внимательными на уроке.

Спасибо за работу.

Все части речи в русском языке делятся на две большие категории – самостоятельные и служебные, при этом междометие не входит ни в одну из этих категорий и считается особой частью речи. Чтобы понять, какую роль играют служебные части речи в русском языке и какое назначение они имеют, ученики 3 класса должны уделить этой теме достаточно внимания. Нужно осознавать, что они совершенно необходимы в системе языка, которая без них была бы неполной.

Функции и назначение служебных частей речи

Слова данной категории достаточно просто выделить по очень важному признаку – у них отсутствует собственное значение, то есть они ничего не называют, ни на что не указывают и так далее. Но без их участие были бы невозможны отношения между самостоятельными частями речи, так как служебные как раз их и выражают. Таким образом, их основная функция – это связывать слова с самостоятельным значением между собой – как по смыслу, так и грамматически.

Как и самостоятельные части речи, служебные имеют определенные правила правописания.

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо изучить таблицу служебных частей речи, представленную ниже:

Название служебной части речи

Для чего нужна

Роль в предложении

Грамматические признаки

Для того, чтобы части словосочетания или предложения соединялись между собой

Для того, чтобы связывать между собой составляющие части сложного предложения или словосочетания

Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков

Они добавляют в устную и письменную речь эмоциональные оттенки

Неизменяемое, нет непостоянных морфологических признаков

Связь между самостоятельными частями речи, которая выражается с помощью предлогов, имеет подчинительный характер. Необходимо понимать, что к служебной части речи нельзя поставить вопрос, также она не является членом предложения

Как сделать разбор служебной части речи

Чтобы понять, в чем состоит языковая роль каждой из служебных частей речи, их сходство и различия, необходимо рассмотреть примеры разбора каждой из них. Без контекста это невозможно, так что возьмем предложение, в котором есть все части речи из служебной категории:

Ваня отправился на гору, хотя и не представлял, что его там ожидает.

В нем использованы предлог на , частица не и союз что .

На – служебная часть речи, не изменяющаяся и служащая для создания подчинительной связи между словами отправиться и гора. Благодаря ему можно установить тип этой связи – управление. Роли в предложении не играет, при разборе объединяется с существительным в винительном падеже.

Частица не – придает глаголу представлял отрицательный оттенок, неизменяемая часть речи без самостоятельной роли в предложении.

Частица “не” входит в первую сотню слов, использующихся русском языке чаще всего. Надо сказать, что и многие другие основные позиции в данном рейтинге занимают как раз служебные части речи.

Что – союз, который создает подчинительную связь между двумя частями сложного предложения, при этом самостоятельной роли у него нет, неизменяемое.

Что мы узнали?

В русском языке есть такая категория частей речи, как служебные. Они характеризуются тем, что не имеют собственного значения, но при этом помогают выражать отношения между самостоятельными частями речи. Всего их три – это предлог, союз и частица, у каждой – своя роль. Они объединяются тем, что не имеют роли в предложении и непостоянных морфологических признаков, не изменяются, а разделяются по функциям.

Части речи -- это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол-- он, удобный -- такой, легко -- так, пять -- сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи -- местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

  • 1) обобщенное значение;
  • 2) морфологические признаки;
  • 3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи -- это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

  • 1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.
  • 2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.
  • 3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;
  • 2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;
  • 3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное -- это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

  • 1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;
  • 2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые -- по полноте / краткости и степеням сравнения;
  • 3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого. речь существительное глагол наречие

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное -- это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения -- отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение -- это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие -- это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко -- предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на-о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям -- по функции и по значению.

Глагол -- это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать),состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак(белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы -- причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других -- особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие -- это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

  • 1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
  • 2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог -- это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз -- это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частица -- это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда -- смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие -- особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие -- это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).