Подготовка к тесту по истории. Мультимедийные тесты по истории. Раздел IV. Современная Россия

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс истории на базовом уровне.
Всероссийская проверочная работа нацелена на выявление уровня овладения выпускниками базовыми историческими знаниями, опытом применения историко-культурного подхода к оценке социальных явлений, умением применять исторические знания для осмысления сущности общественных явлений, умением искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого. ВПР также проверяет знание выпускниками истории, культуры родного края.
ВПР включает в себя задания по истории России с древнейших времён до наших дней и истории родного края. Знания по всеобщей истории проверяются в работе только в контексте истории России.
Работа состоит из 12 заданий. На выполнение всей работы отводится 1,5 часа (90 минут).

Целевая аудитория: для 11 класса

Контрольная работа представлена в четырёх вариантах. Есть ответы. Работа состоит из девяти заданий. Максимальный первичный балл за работу - 11. На выполнение работы отводится 45 минут.

Целевая аудитория: для 9 класса

Назначение КИМ для проведения проверочной работы по истории - оценить качество общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в общеобразовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Целевая аудитория: для 8 класса


Назначение КИМ для проведения проверочной работы по истории - оценить качество общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 7 классов в соответствии с требованиями ФГОС.
На выполнение работы по истории даётся 60 минут. Работа включает в себя 12 заданий. Часть 1 работы посвящена истории России и истории зарубежных стран (история Нового времени), в части 2 предложено задание по истории Вашего родного края.

Целевая аудитория: для 7 класса

В архиве опубликованы:
- описание ВПР по истории, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

Целевая аудитория: для 6 класса

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.

Назначение КИМ для проведения проверочной работы по истории - оценить качество общеобразовательной подготовки по истории обучающихся 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Что такое "зеница ока"? Почему хорошим тоном для гостя было стучать в дверь ногами? Что такое "лясы" и зачем их точить? Эти и другие занятные факты ждут вас в тесте!

  • Тест по истории "17 век в истории России" (10 класс)

    XVII век принес Российскому государству много испытаний. Это время еще называют "бунташным". Узнайте, почему, в этом тесте.

  • Тест по истории "Правление Алексея Михайловича" (10 класс)

    Во время правления Алексея Михайловича в России воцарилось относительное спокойствие, не было серьезных военных потрясений. Другие познавательные факты данного периода - в этой викторине.

  • Отечественная война 1812 года - освободительная война России против наполеоновской агрессии. Проверьте, что вы знаете об этом историческом событии.

  • Тест по истории для 10 классов

    Десятиклассники, на сколько хорошо вы знаете историю своей страны? Проверьте в этом тесте!

  • Каждый век в истории развития российской культуры отмечен многими выдающимися творцами в разных областях искусства.

  • Тест по истории для 9-11 класса «Исторический плакат»

    В годы советской власти велась активная пропаганда коммунистического будущего, которое возводилось на культовый пьедестал. Самым ярким и широко распространённым примером пропаганды того времени служат советские плакаты.

  • Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. С тех времен до наших дней дошли преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа.

    Начало письменности - это особая ступень в истории каждого народа, в развитии его культуры. Некоторые факты из истории славянской письменности ждут вас в этом тесте.

  • Тест по истории математики (10 класс)

    Без открытий великих математиков древности, мы, вероятно, до сих пор пользовались бы узелковым счетом. Проверьте свои знания в области истории математики в этом тесте.

  • Россия за всю историю существования пережила множество войн. Проверьте свои знания о великих сражениях (на море и суше) битвах войн прошлых столетий.

    С течением времени забываются многие понятия, уходят из обихода вещи, бывшие когда-то в каждом доме. Но обо всём этом помнит наука история.

    Победа России в Отечественной войне 1812 года - это выражение непреклонной воли и безгранич­ной решительности народа, поднявшихся в защиту национальной независимо­сти своей Родины.

    XIX век ознаменован расцветом русской живописи. Работы отечественных художников той эпохи имеют уникальную ценность и большой вес во всемирном культурном наследии.

    Презентация выполнена в форме викторины (9 вопросов) по теме «Земельная и военная реформы в Древнем Риме». 10 задание - практическое. Ресурс может быть использован на этапе проверки знаний или при закреплении материала. Форма работы может быть как индивидуальной, так и фронтальной.

    Интерактивный тренажер по истории Древнего Двуречья для учащихся 5 класса. Ресурс представляет собой дидактический материал, презентацию, выполненную с применением технологического приема "анимированные пазлы". Итогом прохождения теста является составление из пазлов картинки "Ворота Иштар".

    Игра способствует формированию у школьников познавательного интереса и повышению заинтересованности к изучению исторического учебного материала.

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Работа добавлена на конкурс "Мультимедийные игры, конкурсы, викторины, тренажёры к урокам и внеклассным мероприятиям". Данный кроссворд создан для внеклассного мероприятия, посвящённого истории и традициям Масленицы.

    Масленица отмечается в последнюю неделю перед началом Великого поста. В эти дни люди провожают зиму и готовятся к говению. Традиционные атрибуты праздника — катание на санях, бои "стенка на стенку", посещение гостей, а также блины, лепешки в России и вареники и сырники — в Белоруссии и Украине. В последний день масленицы — Прощеное воскресенье — люди просят друг у друга прощение, чтобы начать пост с чистой душой.

    Тренажер-раскраска для учащихся 6 класса по всеобщей истории на тему "Назад в Средневековье", выполненная в программе Microsoft Office Power Point. Интерактивный тест используется в рамках внеклассного мероприятия по предмету, а также возможно применение на обобщающем уроке повторения темы «История средних веков». Ресурс предназначен для любого УМК по истории средних веков.

    Цель: способствовать формированию интереса к изучению предмета.

    • выявить уровень усвоения темы обучающимися,
    • воспитание интереса к учению посредством игровой деятельности,
    • формирование тестовой культуры учащихся.

    Целевая аудитория: для 6 класса

    Тест по истории «Древняя Греция» представлен в программе Microsoft Office Excel. Работа рассчитана на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Задание представлено в виде теста и содержит 15 вопросов. К каждому вопросу предлагается 4 варианта ответа. Тест состоит из трех листов «инструкция», «тест», «результаты». При работе с ним необходимо «щелкнуть мышкой» в ячейке «ответ» на листе «тест». Справа появится развертка для выбора варианта ответа. Каждый правильный ответ оценивается в два балла. После прохождения теста итог отображается на листе «результаты».

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Тест по истории «Египет и Древний Восток» представлен в программе Power Point. Работа рассчитана на учеников 5 класса общеобразовательной школы. Задание представлено в виде 10 вопросов на соотношение. При работе с ним необходимо «щелкнуть мышкой» по номеру выбранного ответа: при верном ответе цифра загорается «зеленым», если выбран неверный ответ, то цифра загорается «красным». Попытки можно повторять. Переход к следующему заданию осуществляется по стрелке внизу.

    Целевая аудитория: для 5 класса

    Представленный кроссворд является интерактивным и позволяет в игровой форме закрепить знания обучающихся по истории России XIX века посредством соотнесения портретов исторических деятелей, их фамилий и роли в истории страны.
    Кроссворд состоит из 29 вопросов-изображений и основан на использовании триггеров и гиперссылок.
    При работе с кроссвордом учащийся может выбирать задание самостоятельно, в произвольном порядке щелчком левой кнопкой мыши по изображению.
    Слайд 2 - основной рабочий слайд кроссворда. Портреты, обрамляющие кроссворд, являются гиперссылками на их более крупное изображение (слайды 3-31).
    Слова-ответы (фамилии исторических деятелей) появляются при щелчке мыши по номеру вопроса в сетке кроссворда. Для вывода на экран ответов на вопросы под номером 12 (с горизонтальным и вертикальным размещением слов) следует воспользоваться щелчком мыши по первой клетке слова.
    Кроссворд может использоваться для организации индивидуальной, фронтальной или групповой работы при проведении обобщающего повторения по истории России XIX в., внеклассных мероприятий по Отечественной истории, а также при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории.

    Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

    1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

    На территории современной Украины.

    2) Кем было создано Древнерусское государство?

    Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

    3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

    В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


    4) Когда Русь приняла христианство?

    При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


    6) Что является религиозным символом христианства?


    7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

    Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




    8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

    В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

    Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


    Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

    1) Когда произошла ?


    2) Кто победил в Куликовской битве?

    В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


    3) Какой город стал центром объединения русских земель?

    Центром объединения русских земель стала - Москва.

    4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

    Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

    5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

    В 1480 году.

    6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

    В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


    7) Покоритель Сибири?

    Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


    8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

    Андрей Рублёв.

    Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


    9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

    Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


    10) В каком веке в России был период Смуты?

    Рубеж XVI-XVII веков.

    11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

    Москва была освобождена в октябре 1612 года.

    12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

    Династия Романовых.

    Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

    Тема 3. Россия в ХVIII веке

    1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

    Посмертный романтизированный портрет Петра I.
    Художник Поль Деларош (1838).


    2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

    Санкт-Петербург.

    3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

    В Москве.

    4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

    Ломоносов Михаил Васильевич.

    5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

    8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

    Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


    6) Кем был А.В. Суворов?

    Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


    7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


    8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

    Санкт-Петербург.


    Тема 4. Россия в ХIХ веке

    1) Когда была Отечественная война?

    Отечественная война была в 1812 году.

    2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

    Бородинское сражение.

    3) Кто победил в Отечественной войне?

    Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

    4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

    Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

    Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


    5) Кто такие декабристы?

    Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

    6) Когда в России отменили крепостное право?

    Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

    7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

    При Александре II.

    - Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


    8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

    В 1880 году.

    9) Кем был А.С. Пушкин?

    Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


    10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

    Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


    11) Кем был Л.Н. Толстой?

    Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


    12) Кем был П.И. Чайковский?

    Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


    13) Кем был Ф.М. Достоевский?

    Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


    Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

    1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

    Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

    2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

    Большую часть населения составляют православные.

    3) Когда произошла Первая российская революция?

    В 1905 году.

    4) Что было главным результатом Первой российской революции?

    Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

    5) Кто был лидером партии большевиков?

    Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


    6) Когда была Первая мировая война?

    7) Кем был А.П. Чехов?

    Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


    8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

    Александр Степанович Попов.

    9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


    Раздел III. История СССР

    Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

    1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

    Великая октябрьская социалистическая революция.

    2) Как звали последнего российского императора?

    Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

    Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


    3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

    Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

    4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

    СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

    5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

    При Владимире Ильиче Ленине.

    6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

    Индустриализация.

    7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

    Коллективизация.

    8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

    Ликвидация безграмотности.

    Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

    1) Когда была Великая Отечественная война?

    2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

    Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

    3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

    Сталинградская битва.

    4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

    Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


    Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


    5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

    6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

    В Берлине, Германия.

    7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

    27 миллионов человек.

    День Победы.

    Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

    1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

    2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

    Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


    3) Как звали первого в мире космонавта?

    Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


    4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

    5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

    Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


    6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

    Олимпиада.

    7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

    Перестройка.

    8) Кто был президентом СССР?

    Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

    9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

    15 республик.

    10) Когда произошел распад СССР?

    11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

    СНГ (Содружество Независимых Государств).

    12) Кем был А.И. Солженицын?

    Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


    Раздел IV. Современная Россия

    Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

    1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

    2) Кто был первым президентом России?


    3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

    Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

    4) Когда была принята Конституция РФ?

    5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

    Многонациональной.

    6) Какой язык является государственным языком в России?

    Русский язык.

    7) Какой город является столицей России?

    8) Как называется главная площадь столицы России?



    Тема 10. Россия в ХХI веке

    1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

    В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
    7 мая 2012 по настоящее время;


    Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


    2) Кто в настоящее время является президентом России?

    3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

    4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

    Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

    5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

    Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

    6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

    Сочи, Россия.

    Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

    1) Когда в России отмечают Новый год?

    Рождество Христово.

    День защитника Отечества.

    Международный женский день.

    День России.

    День народного единства.

    День Конституции РФ.

    Разделы: История и обществознание

    Контрольная работа по теме “Русь изначальная”

    I вариант (а = I)

    а) Нестор;

    2. Укажите маршрут торгового пути “Из варяг в греки”:

    а) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

    б) Балтийское море – р. Волхов – оз. Ильмень – Черное море;

    в) Балтийское море – Западная Двина – Днепр – Черное море.

    3. В чем особенности христианства по сравнению с язычеством:

    а) многобожие;

    б) трехбожие;

    в) единобожие.

    4. Летопись сообщает о призвании варяг для управления славянскими племенами в:

    а) 862 году;

    б) 900 году;

    в) 988 году.

    5. Первое единое русское государство имело название:

    а) Новгородская Русь;

    б) Киевская Русь;

    в) Владимирская Русь.

    6. Первая русская княжеская династия началась от:

    а) Синеуса;

    б) Трувора;

    в) Рюрика.

    7. Первым русским князем был:

    в) Святослав.

    8. Полюдье – это:

    а) Сбор дани с вассальных владений;

    б) Прошение милостыни у людей;

    в) Сбор людей на ярмарке.

    9. В 957 г. пышное посольство Руси отправилось в Константинополь, для укрепления политических и экономических отношений во главе с князем (княгиней):

    а) Игорем;

    б) Ольгой;

    в) Святославом.

    10. Святослав погибает в:

    11. Первые усобицы на Руси произошли после смерти:

    а) Изяслав;

    б) Ярополка;

    в) Святослав.

    12. Крещение Руси произошло в:

    13. Первым русским святым стал:

    в) Владимир Святославович.

    14. “Русская правда” впервые была введена в действие при:

    а) Владимире Мономахе;

    б) Ярославе Мудром;

    в) Юрии Долгоруком.

    15. В середине 50-х гг. XI в. на Руси появился:

    а) Собор Святой Софии;

    б) Храм Спаса;

    в) Печерский монастырь.

    16. По “Русской правде” наказанием за умышленное убийство считалось:

    а) смертная казнь;

    б) испытание водой и огнем;

    в) наложение штрафов (виры).

    17. Вотчина – это:

    а) земельный участок крестьянина;

    б) аренда территории ремесленником;

    в) земельное владение, переданное князем своим вассалам.

    18. Богатых купцов ведущих иноземную торговлю называли:

    а) “Гости”;

    б) “Иноземцы”;

    в) “Чужаки”.

    19. Славянская азбука называлась:

    а) скоропись;

    б) кириллица;

    в) буквица.

    20. Боярами называли:

    а) младших дружинников князя;

    б) Старших дружинников князя;

    в) представителей духовенства.

    21. Любечский съезд состоялся в:

    22. Найдите произведение, принадлежащее перу Владимира Мономаха:

    а) “Слово о погибели земли русской”;

    б) “Поучение детям”;

    в) “Номоканон”.

    Вопросы (a = I)

    1. Назовите русского князя, пытавшегося восстановить мир на Руси и предотвратить распад ее на уделы.
    2. Что общего между рабом, челядью, закупом, пленником, наймитом?
    3. Чей это портрет: “Лицом был красен, очи велики, ростом не весьма велик, но крепкий телом и силен”.
    4. Кому адресовано следующая фраза: “Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”.
    5. Кому принадлежит новая и прочная система единства Руси – передача великокняжеской власти по старшинству?
    6. Какой город называют “матерью русских городов”?
    7. Из какого документа взята следующая фраза: “Мы от рода русского… посланные от Олега, великого князя русского, и от всех, кто под рукою его – святых и великих князей, и его великих бояр…”
    8. Что объединяет крупное боярство, богатое купечество, архиепископов.

    Эталон ответов

    На тест

    1-а; 2-б; 3-в; 4-а; 5-б; 6-в; 7-б; 8-а; 9-б; 10-в; 11-в; 12-а; 13-в; 14-б; 15-в; 16-в; 17-в; 18-а; 19-б; 20-б; 21-в; 22-б.

    На вопросы

    1. Владимир Мономах.
    2. Все – зависимые, несвободные люди.
    3. Ярослав Мудрый.
    4. Варягам.
    5. Ярославу Мудрому.
    6. Киев.
    7. Договор между Византией и Русью в 911 году.
    8. Все они – городская аристократия.

    Критерии оценок:

    • “5” – 28-30 правильных ответов;
    • “4” – 23-27 правильных ответов;
    • “3” – 15-22 правильных ответов;
    • “2” – менее 15 правильных ответов.

    II вариант (a = II)

    1. На каком языке составлялись летописи в Киевской Руси:

    а) на латыни;

    б) на славянском;

    в) на русском.

    2. Чем торговали русские купцы?

    а) рыба, соль, пушнина, кожа, мед, льняное полотно;

    б) благовония и пряности, бисер, вино;

    в) оружие, кони, драгоценные камни, ткани.

    3. Укажите основные виды хозяйственной деятельности славян:

    а) садоводство и виноделие;

    б) земледелие;

    в) скотоводство.

    4. В IX в. восточные славяне были:

    а) язычники;

    б) христиане;

    в) мусульмане.

    5. Как называется теория происхождения русского государства?

    а) Варяжская;

    б) Норманнская;

    в) Индоевропейская.

    6. В каком году Киев стал центром единого древнерусского государства?

    7. Как называлось собрание свободных людей – членов общины у восточных славян?

    8. Одной из причин русско-византийской войны 941 – 944 гг. была:

    а) невыплата дани Византией;

    б) запрет русским князем на торговлю в Византии;

    в) отмена льгот для русских торговцев.

    9. Назовите славянской племя, которое не желало платить Киеву дань и постоянно восставало против князя Игоря.

    а) поляне;

    б) древляне;

    в) кривичи.

    10. В каком году княгиня Ольга приняла крещение?

    11. Почему Святослава называют “Александром Македонским” Восточной Европы?

    а) Из-за постоянного конфликта с Византией;

    б) Из-за его походов и присоединенных земель;

    в) Из-за необычной дипломатии Святослава.

    12. Стремясь оградить южные границы Руси от постоянных набегов печенегов, Владимир предпринял?

    а) Строительство форпостов с системой светового оповещения;

    б) Создание пограничных дружин;

    в) Строительство рвов вокруг Русских городов.

    13. Назовите одну из причин, по которой Владимир выбрал христианство для объединения русских земель?

    а) Ни к чему не обязывало;

    б) Могло очистить душу, дать возможность для возрождения и обновления личности, надежду; на счастливую жизнь в вечности.

    14. Что такое вира?

    а) выкуп, даваемый женихами семье невесты;

    б) судебный поединок;

    в) судебная пошлина за убийство или увечье, нанесенное человеку.

    15. Какое событие XI века показывает рост международного авторитета Руси.

    а) Выплата контрибуции Византией;

    б) Завоевание русскими Константинополя;

    в) Брак Византийской принцессы и сына Ярослава.

    16.Назовите первого монаха Печерского монастыря?

    а) Илларион;

    б) Антоний;

    в) Феодосий.

    17. Княжеский домен – это:

    а) Земли принадлежащие дружинникам князя;

    б) Комплекс земель, населенных людьми, принадлежащих непосредственно главе государства;

    в) Церковные земли.

    18. Какие задачи выполняли города в период образования государства, развития Руси?

    а) Место сбора войск для отражения врага;

    б) Центры торговли и ремесла;

    в) Центры объединения земледельцев.

    19. Десятина – это:

    а) десятая часть княжеских доходов в пользу церкви;

    б) название церковных земель;

    в) денежная единица на Руси.

    20. Какое решение было принято князьями на любечском съезде в 1097 году?

    а) Все русские княжества должны объединяться в единое государство с центром в Киеве;

    б) За каждым князем сохраняются земли их отцов;

    в) Сильные князья могут завладеть другими княжествами.

    21. Какое событие произошло в 1111 году?

    а) Восстание крестьян;

    б) Крестовый поход против половцев;

    в) Русско-Византийская война.

    22. К середине XII века Русь раскололась на:

    а) 10 княжеств;

    б) 12 княжеств;

    в) 15 княжеств.

    Вопросы (a = II)

    1. Кому принадлежит следующая характеристика: “Не обладая физической силой, будучи хромым, он был смелым воином и бесстрашно вел войско в бой. Родившись в языческой среде, он стал истинным христианином. Показал себя человеком исключительно разносторонним. Остался в истории как крупный градостроитель. В честь побед над врагами он выстроил “Золотые ворота”.
    2. Перечислите основные категории населения периода “военной демократии”. Расположите их в порядке убывания богатства и власти.
    3. Определите о ком, писал греческий историк: “Правосудие у них было запечатлено в умах, а не в законах…они ведут образ жизни одинаковый, имеют одинаковые нравы, любят свободу и не выносят рабства,… превосходные войны… Величайшее их искусство состоит в том, что они умеют прятаться в реках под водой”.
    4. Определите о ком, идет речь: “Сельские усадьбы и городские дворы светской и духовной знати были полны этими людьми, которые исполняли многие работы по дому и в поле. Но все же они отличались от рабов в античном мире. Они имели кое-какие права. Их убийство каралось законом”.
    5. Кому предназначено следующее обращение? “Князь! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав клятву, разоряют землю Русскую и кровь христианскую проливают беспрестанно?”
    6. Определите о ком, идет речь: “Во время сбора дани в 945 году воины этого князя творили над древлянами насилие. Собрав дань, князь отправил основную часть дружины и обоза “ восвояси, а сам, оставшись со своей “малой дружиной, решил еще побродить по древлянским землям в поисках добычи. Древляне во главе со своим князем Малом восстали и перебили дружину. Сам обидчик был схвачен и казнен лютой смертью: его привязали к двум склоненным деревьям, а затем их отпустили”.
    7. Чья следующая характеристика? “С первых шагов своего княжения она проявила себя как решительная, властная, дальновидная и суровая правительница. Она отомстила древлянам за смерть своего мужа. И установила для местного населения нормы уплаты дани и места, куда дань должна была свозиться. Умирая, княжна завещала не справлять на её могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обычаю”.
    8. Кому принадлежат следующие слова: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли – золото, поволоки (драгоценные камни), вина, различные плоды из Чехии, из Венгрии – серебро и кони, а из Руси же – мех и воск, мед и рабы”.