Что влияет на выбор целей процесса обучения. Развивающие цели обучения. Получение общего образования

Важнейшим этапом становления человека, как личности, является обучение. Цели обучения заключаются в приобретении ценных знаний, навыков и умений, а также в развитии творческих способностей и этических взглядов. Всё это люди начинают получать со школьной скамьи, под профессиональным руководством преподавателя. Для которого, в свою очередь, обучение является ответственным педагогическим процессом, целью которого является предоставление учащимся знаний. Вообще, в этом плане всё немного сложнее, чем кажется. Поэтому стоит рассмотреть процесс обучения более подробно с педагогической точки зрения.

Воспитание

Это первый аспект, который включает в себя обучение. Цели обучения, как уже было сказано выше, заключаются не только в предоставлении ученикам образования, а ещё и в привитии им этических взглядов. Воспитание - одна из составляющих педагогики. Это комплекс методов, направленных на формирование личности ребёнка. С понятием воспитания непосредственно связана социализация ученика. Которая подразумевает усвоение воспитанниками основ родной культуры, понятий добра и зла, знание обычаев и традиций, осознание хороших и плохих поступков.

Кстати, на протяжении столетий педагогика считалась наукой об искусстве воспитания. Однако сегодня её предметом является целостный процесс, называющийся образованием, который включает в себя развитие личности, её социализацию, воспитание и обучение. Причем каждый компонент из перечисленных детерминирует другие. Одно без другого существовать не может. И хорошим преподавателем является педагог, который способен реализовать всё вышеперечисленное.

Специфика

Важно отметить, что цель обучения, образования определяется обществом, в котором оно реализуется. Постановка задач зависит от множества факторов. Например, от региональных особенностей, культурных традиций, уровня развития социальных и экономических прогрессов, господствующих религиозных воззрений, политики государства.

Однако главная цель процесса обучения заключается в достижении учениками идеала личности. Во всяком случае, так принято считать. Дети должны усвоить материальную культуру и духовные ценности, которые за долгое время были накоплены человечеством. Но это ещё не всё. Также каждый из учеников должен раскрыть свой внутренний потенциал и встать на путь самореализации. Но в этом ему должен помогать не только педагог, а ещё и его родители.

Получение общего образования

Это то, ради чего все дети идут в школу. И то, на что направлено обучение. Цели обучения многогранны, но получение образования находится превыше всего. Отсюда вытекают и первоначальные обязанности преподавателя.

Каждый педагог должен обеспечить ученикам необходимый уровень усвоения систематизированных знаний, касающихся общества, природы, культуры, техники. Информация такого характера должна адаптировать воспитанников к дальнейшей жизни и образовательному процессу.

Ещё одна цель обучения детей заключается в развитии их способностей, интересов, внимания, мышления, памяти, воображения, воли и чувств. А ещё практических и познавательных умений. Это очень важно. Ведь развитое мышление и наличие полезных способностей дают ребёнку возможность пополнять свои знания и совершенствоваться.

Также преподаватель обязан способствовать формированию мировоззрения, а также эстетических и нравственных ценностей. Помимо этого, педагог помогает раскрыть в каждом ученике способность к самообразованию. Вся многогранность преподавательской деятельности позволяет понять, что учитель - не просто человек, дающий знания по какому-либо предмету. Это ещё воспитатель, наставник и проводник в жизнь.

Основные задачи

Как уже можно было понять, у преподавателя их немало. И про задачи необходимо рассказать поподробнее, обсуждая цели и содержание обучения.

Преподаватель должен заниматься воспитанием воли, развитием индивидуальных способностей к образному восприятию и к отвлечённому мышлению, создавать предпосылки умственного развития и прививать хорошие привычки (например, читать).

Но это ещё не всё, что входит в задачи педагога. Преподаватель должен заниматься развитием эмоциональной жизни воспитанников, задействовать умственные способности, учить их критически мыслить и делать работу качественно. Также он раскрывает их социальные и моральные чувства.

Помимо этого, цели и задачи обучения затрагивают умственное воспитание. Педагог должен уметь вызвать у воспитанников интерес к предмету, чувство ответственности, желание проявлять инициативу. Всё это формирует в детях навыки к причинному мышлению и способность к всестороннему восприятию. Это особенно важно на начальных этапах получения образования.

Профессиональный аспект

Рассказывая о задачах преподавателя, стоит обратиться к разработкам Бенджамина Блума - американского психолога методов обучения. Он выделял несколько важнейших дидактических педагогических целей, которые находят реализацию именно в процессе образования.

Важнейшие из них - знание, понимание и применение. Все последовательны. Сначала преподаватель обязан донести до учащихся определённый объем информации. Затем добиться от воспитанников понимания - каждый из них должен «пропустить» полученные знания через себя, осознать их значение и смысл. Одно дело - прослушать лекцию на тему решения уравнений. Но совсем другое - понять, как они решаются. В этом вся суть. И вот тут реализуется третья цель. После получения знаний и их понимания ученик должен применить их, ориентируясь на то, что он узнал. Если три цели реализованы, то можно сказать, что преподаватель добился главного - он научил своих воспитанников.

Тяга к прекрасному

Почему в процессе образования так важно искусство и художественное воспитание? Потому что это нечто прекрасное. Единство между человеком и произведением искусства трудно переоценить, ведь в столь особой связи передаются переживания. И знакомство с прекрасным - один из важнейших аспектов, которые включает в себя обучение.

Цели обучения заключаются в ознакомлении детей с музыкой, художеством, балетом, поэзией, архитектурой. Искусству свойственна образность. А она, как известно, способствует развитию эмоциональной жизни детей и их мышлению. Хороший преподаватель знает, что с действием воображения непосредственным образом связано чувственное переживание. Почему это важно? Потому что основу человечности составляет развитость эмоциональной жизни. Это - базис моральных ценностей. Лишь нравственный человек, знакомый с понятием морали, может стать личностью, полноценным членом общества. А это - и есть цель каждого из нас.

Становление личности

Оно у детей происходит в процессе получения школьного образования. Поэтому цели обучения, воспитания каждого ученика заключаются в формировании его внутреннего «стержня». Преподаватель должен помочь детям осознать важнейшее понятие самоконтроля, которое пригодится им в дальнейшей жизни. В процессе обучения оно также будет проявляться, но только при сравнении полученного результата с эталоном, образцом.

Ещё дети должны обрести умение самостоятельно определять цель и предпринимать действия по её достижению. Также преподаватель обязан научить их планировать и контролировать ход своей деятельности, сравнивать новые результаты с предыдущими, оценивать их. Всё это готовит их ко взрослой жизни и помогает ознакомиться с понятием ответственности.

Социализация

Всем известно, что так называется процесс интеграции личности в социальную систему. И социализация является одной из целей обучения и образования. Главная задача каждой школы заключается в подготовке ответственных, творческих, инициативных, высоконравственных и компетентных граждан Российской Федерации.

Впрочем, стоит вернуться к социализации. Образование - это одна из высших ценностей. Причем как для личности, так и для общества в целом. Ведь вне образования невозможна его интеграция, стабильность и целостность. Именно от того, насколько сильно дети будут вовлечены в процесс школьного обучения, зависит интерес в получении высшего образования. А впоследствии и в развитии производства, которое влияет на рост национального дохода.

Самореализация

Это то, к чему в идеале должен прийти каждый ребёнок, обучающийся в школе. Вспомнить хотя бы слова известного американского психолога Уильяма Глассера. Он уверял, что если личностные потребности ребёнка не реализуются дома, то они должны осуществиться в школе. Хороший преподаватель обязан предоставить ученикам то, чего им не хватает. И обычно это добрые взаимоотношения. Но ведь ученики общаются не только с педагогами. Они проходят социализацию в детском обществе, среди остальных воспитанников, своих сверстников. Здесь также важна роль педагога. Он обязан донести до каждого ученика, насколько важно быть добрым по отношению к остальным - ведь это помогает прийти к чувству душевного удовлетворения.

Школа - не просто учреждение. Это социально-психологическая группа. И то, в какой мере ученики реализуют свою активность в сфере игры, общения и обучения, во многом зависит от их взаимодействия с преподавателем и друг с другом.

Подготовка к самостоятельности

Все цели и задачи обучения направлены на формирование в учениках важнейших личностных качеств. А ещё на привитие им самостоятельности. Что является самой труднодостижимой целью. Перед каждым педагогом стоит задача - научить воспитанников любить труд. И это может получиться только в том случае, если ученики поймут, что это важно для них самих. До них необходимо донести, что труд - это добродетель нравственности. Он облагораживает, духовно развивает, помогает реализоваться в жизни, добиться важных целей, найти себя.

К тому же преподаватель должен помочь понять своим ученикам - ничто в этой жизни не даётся просто так. Но воспитав в себе упорство, трудолюбие и целеустремлённость, у многих получается добиться невиданных высот. Педагог должен заинтересовать учеников в труде, показать им перспективы, дать стимул, мотивацию. И пробудить желание стремиться к чему-то. В этом заключается цель методов обучения и весь процесс как таковой.

Педагогическая работа

Исходя из вышесказанного, можно понять, что целями обучения являются многие образовательные процессы и их достижение, которое происходит лишь благодаря трудолюбию специалиста и его ответственности. Хорошие преподаватели способны реализовать все функции педагогики - социальную, познавательную, научно-развивающую, прогностическую, диагностическую, организационно-методическую, проектно-конструктивную. Впрочем, это не весь перечень. Также педагогика выполняет интегрирующую функцию, воспитательную, просветительскую, организующую, практическую и преобразовательную.

Всё это даёт понять, что преподавательская деятельность - это целое общественное явление. Которое становится успешным лишь в том случае, если его осуществляют люди, обладающие фундаментально развитым мышлением, любовью к своему делу, организованностью, ответственностью и ещё двумя-тремя десятками других качеств.

Организация процесса обучения прежде всего связана с четким определением его целей, а также осознанием и принятием этих целей учащимися. Цели обучения – организация усвоения социального опыта по мере осознания и осмысления обществом той необходимой его части, которая составляет содержание. Это не что иное, как идеальное (мысленное) предвосхищение его результатов, то есть того, к чему должны стремиться педагог и учащиеся.

Практическое определение целей обучения – процесс достаточно сложный и требует от педагога тщательного продумывания. Следует, однако, помнить, что как в системе обучения вообще, так и при проведении каждого занятия в отдельности решаются три основные группы взаимосвязанных целей: цели образовательные (овладение знаниями, умениями и навыками), ко второй – цели развивающие (развитие мышления, памяти, творческих способностей) и к третьей – цели воспитательные (формирование научного мировоззрения, нравственности и эстетической культуры). Поэтому, проектируя проведение учебных занятий, педагогу нужно детально определить как образовательные, так и развивающе-воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут решаться эти целевые установки.

Обучение, рассматриваемое с предметной (объективной) стороны, имеет следующие три основные цели :

· овладение учащимися основами научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве (формирование мировоззрения, умений и навыков, обеспечивающих возможность самостоятельного использования этих знаний; способов научного мышления и методов исследований в рамках отдельных предметов);

· общая подготовка учащихся к практической деятельности, которая позволяет человеку познавать и преобразовывать природу, общество и культуру и осуществляется, прежде всего, через познавательную деятельность;

· формирование у учащихся научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, также включает три основные цели , которые находятся в неразрывной связи с реализацией рассмотренных выше предметных целей:

1) общее развитие мышления и познавательных способностей;

2) формирование потребностей, мотивации, интересов и увлечений учащихся;

3) привитие учащимся навыков к самообразованию, необходимыми условиями которого являются овладение «техникой» самообразования и привычка к работе над собственным образованием.

Для достижения целей в процессе обучения необходимо решить следующиезадачи обучения :

1) стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

2) организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями, умениями и навыками;

3) развитие мышления, памяти, творческих способностей и дарований;

4) выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

5) совершенствование учебных умений и навыков.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты пед. деятельности:

· постановка целей учебной работы;

· формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

· определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

· организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

· придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

· регулирование и контроль учебной деятельности учащихся;

· оценивание результатов деятельности учащихся.

Учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая в свою очередь состоит из соответствующих компонентов:

· осознание целей и задач обучения;

· развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

· осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

· восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

· проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

· самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

· самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

О владение изучаемым материалом и умственное развитие учащихся происходит только в процессе их собственной активной учебно-познавательной деятельности. Переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием является движущей силой учения, познавательной активности учащихся.

Движущими силамив формировании у учащихся потребности в учении являются:

Личность учителя, его эрудиция (от лат. eruditio – ученость, образованность) и мастерство преподавания . Когда учитель в совершенстве и глубоко владеет наукой, в процессе обучения оперирует интересными деталями и фактами, поражает учащихся своим огромным кругозором, восхищает их своей образованностью. В этом случае срабатывает психологический механизм подражания, и учащиеся переживает внуктренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем своих знаний, что стимулирует их к более активному учению.

Доброжелательное отношение учителя к учащимся, основанное на уважении и требовательности к ним , способствует формированию потребности в учении. Уважение учителя способствует укреплению у учащихся чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к учителю, что, естественно, побуждает их старательно овладевать его предметом. Требовательность же уважаемого учителя позволяет им переживать недостатки в своем учении и поведении (внутренне противоречие) и вызывает стремление к их преодолению. Если между учителем и учащимися складываются негативные отношения, это весьма отрицательно сказывается на познавательной деятельности последних.

Для развития потребности и интереса к овладению знаниями большое значение имеют специально используемые для этого учителем методические приемы обучения : демонстрация наглядных пособий, технических средств обучения, привлечение в процессе изложения нового материала ярких примеров и фактов, создание проблемных м имеющихся знаний для их решения, умение учителя ситуаций, возбуждающих у учащихся внутренние противоречия между вновь возникшими познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения, умение учителя вызвать удивление по отношению к изобретательности и могуществу человеческого разума в познании глубинных явлений природы, развитии науки и техники.

Существенное влияние на формирование потребности в овладении знаниями оказывает та общая закономерность воспитания, согласно которой активная деятельность учащихся стимулируется радостью достигаемых успехов в учении . Каждый учащийся живет надеждой и стремится к успешному овладению знаниями. Если эти надежды и стремления сбываются, у учащихся крепнет уверенность в своих силах, и они учатся с еще большей охотой. В тех же случаях, когда ученик начинает отставать, когда трудности в учении не только не преодолеваются, но и нарастают, он теряет веру в успех и ослабляет свои усилия, а в иных случаях и совсем прекращает учебную работу. Трудное же учение, как правило, бывает малопродуктивным и зачастую совсем убивает желание не только учиться, но и посещать школу.

В связи с рассмотренными положениями нужно правильно подходить к оценке тех случаев, когда школьник плохо учится, нарушает порядок и дисциплину на уроках, не проявляет должной внимательности и активности при изложении нового материала учителем, а иногда и демонстративно мешает учиться другим. В таких случаях обычно говорят, что ученик не хочет учиться, хотя правильнее было бы сказать: у него нет потребности в учении . Если исходить из последней оценки, тогда такой ученик нуждается не в проработках, упреках и нотациях, а в оказании ему помощи в преодолении трудностей, в применении более искусных приемов формирования у него потребности в учении, развитии интереса к овладению знаниями.


Похожая информация.


Развивающие цели обучения иностранному языку заключаются в развитии всех сторон личности обучаемых: их мировоззрения, кругозора, мышления и воображения, памяти, чувств и эмоций, потребности в дальнейшем познании, самообразовании и самовоспитании.

Сущность развивающего компонента заключается в том, что процесс овладения языком направлен на развитие у учащегося как субъекта деятельности, личности таких свойств, сторон, процессов, механизмов, которые играют наиболее важную роль для процесса познания, воспитания, учения, а, следовательно, и для становления индивидуальности. В процессе овладения иностранным языком развиваются следующие способности к познавательной деятельности:
а) перцептивного уровня - осмысленность восприятия, распределение внимания, слуховая дифференциация, непроизвольное запоминание и пр.;
б) моделирующего уровня - антиципация (прогнозирование) структуры фразы, текста, содержания высказывания; догадка на основе словообразования, контекста; анализ, синтез, сопоставление, ассоциация к словам , аналогия, абстрагирование и обобщение, выполнение логических операций в процессе восприятия информации;
в) репродуктивного уровня - вызов из памяти слова или речевого образца, имитация, дискурсивное осознание правил-инструкций, памяток и т.д.;
г) продуктивного уровня - конструирование речевых единиц разных уровней, трансформация, комбинирование, импровизация в процессе порождения самостоятельного высказывания; способность к эмоционально-оценочной деятельности, а именно: выражение чувств и эмоций; коммуникабельность как явное и неявное выражение своего отношения к людям; самооценка своих высказываний, действий, успехов и т.д.; развитие способностей к рефлексии и критическому мышлению.

Таким образом, развивающее воздействие на школьников оказывает формирование у них в процессе обучения иностранному языку учебно-организационных, учебно-интеллектуальных, учебно-информационных и учебно-коммуникативных умений и навыков.

Учебно-организационные умения и навыки формируются в учебном процессе 1) при использовании разных режимов работы: учитель – класс, учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс и др.; 2) в самостоятельной работе учащихся по устной речи (лабораторный практикум, звукозапись и др.); 3) в самостоятельной работе по чтению и письму; 4) при использовании тестовой методики контроля, осуществлении самоконтроля и самокоррекции.

Учебно-интеллектуальные умения и навыки развиваются за счёт организации работы с учебным материалом при соответствующей его подаче. Так, умение абстрагироваться формируется при работе с речевыми образцами, типовыми предложениями, когда учащийся овладевает грамматикой, идя от общего к частному. Многие упражнения формируют у учащихся умение дифференцировать, например, по признакам числа, времени, модальности. Развитие понятийных форм мышления осуществляется при работе над языковым материалом, например, лексикой, идиоматикой языка.

Развитие учебно-интеллектуальных умений и навыков осуществляется и при обучении логичности в построении иноязычных высказываний, при чтении, в ходе решения речевых задач.

Учебно-информационные умения и навыки формируются как при работе над устной речью, так и при чтении. В первом случае учащиеся определяют, какую информацию он хочет передать или получить, во втором – что «вычитать» из текста, где получить дополнительную справку, чтобы лучше понять текст (учебник, словарь, справочник). Для этого нужно уметь пользоваться справочной литературой и другими источниками получения информации.

Формирование учебно-коммуникативных умений обусловлено самой природой учебного предмета «Иностранный язык». Устная и письменная речь служат и средством, и целью изучения языка. Овладение иностранным языком предполагает формирование умений строить высказывание различных типов: сообщение, убеждение, описание и т.д.; пользоваться разнообразными вопросами; передавать содержание прослушанного, прочитанного в разном объёме.

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и задачи обучения.

Основная цель обучения - поддержание общественного прогресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

  • Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.
  • Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.
  • Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса - всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.

Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осознанности и самостоятельности в приобретении знаний.

На протяжении всего развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебно-воспитательного процесса. К основным принципам обучения можно отнести:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения , который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;
  • принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук;
  • принцип систематичности и последовательностив овладении знаниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;
  • принцип сознательности , творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;
  • принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому;
  • принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;
  • принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки;
  • принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач;
  • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.

Все перечисленные принципы следует рассматривать как единую систему, которая позволяет педагогу сделать научно обоснованный выбор целей, отобрать содержание, методы и средства организации учебного процесса, создать благоприятные условия для развития личности учащегося.

Отрасль педагогики, разрабатывающая научные основы обучения, называется дидактикой. Одним из актуальных для современной дидактики является вопрос о соотношении обучения и развития. На сегодняшний день можно выделить три условные группы научных представлений по этому вопросу.

  1. Обучение и есть развитие (Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка, У. Джеймс).
  2. Обучение следует за развитием и должно приспосабливаться к нему (В. Штерн: «Развитие создает возможности - обучение их реализует»; Ж. Пиаже: «Мышление ребенка с необходимостью проходит все известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет»).
  3. Обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л.С. Выготский, Дж. Брунер). Обосновывая тезис о ведущей роли обучения в развитии личности, Выготский выделял два уровня умственного развития ребенка: уровень актуального развития, позволяющий самостоятельно выполнять задание, и «зону ближайшего развития» (то, что ребенок сегодня делает с помощью взрослого, а завтра будет делать самостоятельно).

Теория обучения. Конспект лекций

ЛЕКЦИЯ № 1. Образовательный процесс, его сущность, движущие силы и противоречия

1. Сущность процесса обучения, его цели

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактика является частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачей дидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и использование их для успешного достижения задач образования.

Личность в процессе обучения должна овладеть той стороной общественного опыта, которая включает знания, практические умения и навыки, а также способы творческой деятельности. Общепринято называть законом в дидактике внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая определяет их необходимое проявление и развитие. Но процесс обучения отличается одной характеристикой от других явлений общественной жизни, и соответственно законы обучения, зафиксированные дидактикой, отражают эту особенность.

Практически все последствия общественной жизни являются результатом индивидуальной деятельности, которая направлена на цели и объекты. С другой стороны, деятельность обучения преследует достаточно узкие, ограниченные социальные цели, которые соотносятся непосредственно с законами обучения. Заметим, что совсем не обязательно, что законы обучения и цели его субъектов совпадают.

Цели обучения, хотя и будучи ограниченными, достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Появился интерес к законам, который усилился по мере усложнения целей обучения и условий его осуществления.

Рассматриваемое отличие законов обучения как социальной деятельности от других видов общественной жизни и их законов предполагает еще одну трудность определения законов в дидактике. Законы общественной жизни не обеспечивают достижение каждой индивидуальной цели. Обучение же предполагает цели относительно каждого обучаемого. Заметим, что обучение каждого индивида – следствие множества факторов взаимодействия. Каждый из этих факторов является обязательным условием обучения, поэтому реализация этого множества крайне затруднительна. Следовательно, и достигнуть цели обучения по отношению ко всем обучающимся трудно.

Дидактика и психология обучения. Психология и дидактика тесно связаны между собой. Общность психологии и дидактики состоит в том, что они имеют единый объект – процесс обучения и воспитания; их различие определяется разными аспектами изучения этого объекта. Психология исследует психологические закономерности становления психики человека в процессе ее формирования, или психологические механизмы усвоения системы свойств, способностей, индивидуального опыта человека.

Дидактика изучает условия (организационные формы, методы, средства обучения), которые необходимо создать для эффективного протекания процессов усвоения в соответствии с их психологическими закономерностями. Поэтому осмысленное построение системы организационных форм, методов, средств обучения должно опираться на задание психологических механизмов усвоения человеком системы знаний, умений, способностей. То есть дидактика должна строиться на основе данных педагогической психологии.

Знание психологических механизмов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют необходимую основу для разработки методик обучения, выступающих как главное средство педагогической деятельности. Невозможно осмысленно пользоваться и разрабатывать методики обучения, не зная психологических закономерностей и педагогических принципов, на которых они основываются.

Существует непрерывная цепочка связей: «педагогическая психология» – «дидактика» – «методика» – «практика». Эти связи отражают преемственные стадии проектирования учебного процесса. Конечной целью учебного процесса является формирование личности. Образование – процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков. Выделяют начальное, среднее, высшее образование, общее и специальное образование.

Простая педагогическая ситуация состоит в организации воспроизводства заданной педагогом деятельности. Такая ситуация описывается как система кооперативной деятельности: процесс учения и организация этого процесса педагогом. Педагог в этой ситуации должен составить представление о деятельности и транслировать его ученику.

Ученик должен принять эту деятельность, войти в нее и выполнить. Функции педагога, таким образом, состоят в сознании представления о деятельности у ученика и в вовлечении ученика в деятельность. Наконец, педагог осуществляет контроль исполнения и результата деятельности. Контроль, следовательно, является определенной функцией учебно-педагогической деятельности.

Если результат контроля отрицательный, то процесс повторяется.

Если проблемная ситуация заключается в непонимании учеником задаваемого представления о деятельности, то в ходе рефлексии эта деятельность делится на части, согласно этапам вхождения и осуществления деятельности. Затем эти рефлексивные знания превращаются в нормативные, и снова педагог демонстрирует вхождение в деятельность, организует вовлечение ученика, контроль осуществления деятельности и т. д. Такова логика дидактики. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею.

Объектом науки является реальный процесс обучения. Дидактика дает знания об основных закономерностях обучения, характеризует его принципы, методы и содержание.

Теория обучения как наука включает в себя несколько категорий.

Сущность процесса обучения. Рассматривает обучение как часть общего воспитательного процесса.

Методы обучения. Изучаются приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности.

Принципы обучения. Это основные взгляды на учебную деятельность.

Организация обучения. Занимается вопросами организации учебной работы, обнаруживает новые формы организации обучения. Ключевой формой организации обучения на сегодняшний день является урок.

Деятельность учителя. Поведение и работа педагога в ходе реализации образовательного процесса.

Деятельность учащихся. Поведение и работа ученика в ходе реализации образовательного процесса.

Являясь педагогической дисциплиной, дидактика оперирует теми же понятиями, что и педагогика: «образование», «воспитание», «педагогическая деятельность» и др.

Под образованием понимают целенаправленный процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности. Образование реализуется под влиянием обучения.

Под обучением понимается целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого, главным образом, осуществляется образование и вносится существенный вклад в воспитание и развитие личности.

Обучение не в полной мере может решить задачи воспитания личности и ее развития, поэтому в школе одновременно осуществляется внеучебный воспитательный процесс. Под влиянием обучения и воспитания реализуется процесс целостного всестороннего развития личности.

Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения. Преподаванием называют процесс деятельности преподавателя в ходе обучения, а учением – процесс деятельности ученика. Учение происходит также и во время самообразования. Из выявленных дидактикой закономерностей вытекают некоторые основополагающие требования, соблюдение которых обеспечивает оптимальное функционирование обучения. Их называют принципами обучения.

Обучение выполняет одну из основных задач развития личности – передать молодому поколению знания из опыта человечества, сформировать необходимые в жизни умения и навыки, взгляды и убеждения.

Начальное обучение содержит в себе большие потенциальные возможности для всестороннего развития младших школьников. Раскрыть и реализовать эти возможности – важнейшая задача дидактики начального обучения.

Обучение ставит перед индивидуальным развитием ученика задачу – овладеть современным для данной эпохи уровнем знаний. Индивидуальное развитие в процессе обучения всегда отстает от общественно-исторического. Общественно-историческое познание всегда идет впереди индивидуального.

Обучение – особый вид человеческих отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача субъекту обучения опыта человеческой деятельности. Вне обучения общественно-историческое развитие отрывается от индивидуального и теряет один из источников своего самодвижения.

Процесс обучения сопряжен с развитием и формированием у обучаемого знаний, умений и навыков по каким-либо дисциплинам. Учение, как правило, вызвано мотивацией.

Мотивация – это процесс, побуждающий двигаться к поставленной цели; фактор, определяющий поведение и побуждающий к деятельности. Известно, что существует два уровня мотивации: внешняя и внутренняя. Многие педагоги склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо принуждать учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к контролю над детьми.

Однако существует мнение, что систематический длительный контроль над действиями ребенка заметно понижает желание учеников трудиться и даже может совершенно разрушить его.

Важно развивать внутренние мотивы ученика. Уровень внутренних потребностей у каждого человека различен и изменяется параллельно психологическим потребностям (потребность в выживании, в безопасности, в принадлежности, в самоуважении, творческие потребности и потребность в самоактуализации).

Обучение возникло еще на самых ранних стадиях развития человечества и заключалось в передаче молодым поколениям опыта предков. Древний охотник должен был научиться владеть оружием, приготовить пищу, изготовить орудия труда, защититься от недругов. Подобный вид обучения характерен и для животного мира, когда мать учит своих детенышей охотиться, укрываться от врагов. Древний человек смотрел на своих старших сородичей, наблюдал за их речью, поведением и пытался повторить все то, что они делали. Таким образом, получалось, что ребенок занимался самообразованием, ведь в примитивных племенах не было специально подготовленных педагогов.

В ходе эволюции с усложнением человеческих отношений усовершенствовалась и система обучения: появились особые заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение стало целенаправленным процессом.

Попробуем сравнить первоклассника, который не умеет ни читать, ни писать, и выпускника школы. Что превратило ребенка, не знающего основ грамоты, в высокоразвитую личность, способную к творческой деятельности и осмыслению действительности? Этой силой явилось обучение.

Но знания не могут быть просто так переданы от одного человека другому. Подобная задача может быть осуществима лишь при активном участии обучаемого, при его встречной активности. Не зря французский физик Паскаль говорил, что «ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Из этого можно сделать вывод о том, что обучение – это двусторонний процесс деятельности, как учителя, так и ученика, в результате которого у обучаемого формируются знания и навыки при наличии у него мотивации.