Проектирование индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов. Основы формирования индивидуальной образовательной траектории студента в разноуровневом вариативном образовании Мероприятия по индивидуальным образователь

Тенденция индивидуального обучения нашла свое отражение в регламентирующем документе - базисном учебном плане колледжа, согласно которому предусмотрено выделение отдельных часов на студенческий компонент.

«Студенческий компонент» не ограничивается лишь индивидуальной работой с обучающимся. Но данный термин позволяет выводить понимание не только ученых, но и администраторов и педагогов на признание роли обучав его собственном образовании. Речь идет не только об отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности выбора студентом своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов.

Учет индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей образования в колледже. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития студента, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.

Индивидуальная траектория образования - это результат реализации личностного потенциала обучающегося в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно-ориентированного образования обучащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:

Право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

Право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

Право на составление индивидуальных образовательных программ;

Право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

Индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

Превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

Право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области.

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности студента-это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей студентов, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

а) индивидуальные задания обучающимся на уроках;

б) организация парной и групповой работы;

в) предложение обучающимся составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.

Главная задача личностно-ориентированного обучения - построение каждым студентом такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества. Образование студента не ограничивается только достижением им личных целей. После демонстрации образовательных продуктов обучающегося происходит их сопоставление с культурно-историческими аналогами. Данный этап может дать начало новому циклу обучения с соответствующим целеполаганием. В ходе рефлексивно-оценочного этапа обучения выявляются образовательные продукты студента, относящиеся как к индивидуальным результатам его деятельности, так и к изучаемым общекультурным достижениям, в том числе и образовательным стандартам.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому студенту предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности. Для этого обучающихся обычно делят на группы по типу: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого студента применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому студенту предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого студента. Опираясь на индивидуальные качества и способности, обучающийся выстраивает свой образовательный путь. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого студента в образовании.

Личностный потенциал ученика - совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей обучащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.

Из этого следует, что если выделить конкретные личностные способности обучащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности по каждому учебному предмету, то путь освоения этих предметов будет определяться не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого ученика. Главная роль среди этих способностей будет принадлежать тем, благодаря которым студент создает новые образовательные продукты, то есть творческим способностям.

В личностно-ориентированном обучении принципиальным является следующее положение: любой студент способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Студент сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Возможность индивидуальной траектории образования студента предполагает, что обучающийся при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение студентами нормативного образовательного уровня.

Для организации процесса обучения «всех по-разному» необходимо наличие единых методологических и организационных основ. Индивидуальный путь освоения обучающимися образовательных тем и разделов предполагает наличие реперных точек.

Реперные точки - пункты, относительно которых будет выстраиваться траектория обучения каждого. Данные точки позволят обеспечить сравнение и сопоставление личностного содержания образования разных студентов, оценить индивидуальный характер их деятельности.

В качестве универсальных основ индивидуального образования могут использоваться структурно-логические схемы, алгоритмические предписания, обобщенные планы деятельности. Алгоритмические планы могут рассматриваться и составляться обучающимися.

Рассмотрим этапы организуемой преподавателем образовательной деятельности студента, позволяющие обеспечить его индивидуальную траекторию в конкретной образовательной области, разделе или теме.

1-й этап . Диагностика преподавателем уровня развития и степени выраженности личностных качеств студентов, необходимых для осуществления тех видов деятельности, которые свойственны данной образовательной области или ее части. Фиксируется начальный объем и содержание предметного образования обучающихся, то есть количество и качество имеющихся у каждого из них представлений, знаний, информации, умений и навыков по предстоящей предметной теме. Учитель устанавливает и классифицирует мотивы деятельности студентов по отношению к образовательной области, предпочитаемые виды деятельности, формы и методы занятий.

2-й этап . Фиксирование каждым студентом, а затем и преподавателем, фундаментальных образовательных объектов в образовательной области или ее теме с целью обозначения предмета дальнейшего познания. Каждый студент составляет исходный концепт темы, которую ему предстоит освоить.

3-й этап. Выстраивание системы личного отношения студента с предстоящей к освоению образовательной областью или темой. Образовательная область предстает перед обучающимся в виде системы фундаментальных образовательных объектов, проблем, вопросов.

Каждый студент вырабатывает личностное отношение к образовательной области, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам и фундаментальным образовательным объектам, устанавливает, что они для него значат, какую роль могут играть в его жизни, как его деятельность влияет или будет влиять на данную сферу действительности. Студент (и преподаватель)фиксируют приоритетные зоны своего внимания в предстоящей деятельности, уточняют формы и методы этой деятельности.

4-й этап. Программирование каждым студентом индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и общим фундаментальным образовательным объектам. На этом этапе студентами создаются индивидуальные программы обучения на обозначенный период. Эти программы являются образовательным продуктом оргдеятельностного типа, поскольку стимулируют и направляют реализацию личностного образовательного потенциала студента. При оценке оргдеятельностной продукции студентов применяются те же способы диагностики, контроля и оценки, что и для продукции предметного типа.

5-й этап. Деятельность по одновременной реализации индивидуальных образовательных программ студентов и общеколлективной образовательной программы. Студент осуществляет основные элементы индивидуальной образовательной деятельности: цели - план - деятельность - рефлексия - сопоставление полученных продуктов с целями - самооценка.

6-й этап. Демонстрация личных образовательных продуктов обучающихся и коллективное их обсуждение. Введение преподавателем культурных аналогов студенческим образовательным продуктам, то есть идеальных конструктов, принадлежащих опыту и знаниям человечества: понятий, законов, теорий и других продуктов познания. Организуется выход студентов в окружающий социум с целью выявления в нем тех же вопросов, проблем и продуктов, элементы которых получены обучающимися в собственной деятельности.

7-й этап. Рефлексивно-оценочный. Выявляются индивидуальные и общие образовательные продукты деятельности (в виде схем, концептов, материальных объектов), фиксируются и классифицируются применяемые (репродуктивно усвоенные или творчески созданные) виды и способы деятельности. Полученные результаты сопоставляются с целями индивидуальных и общих коллективных программ занятий.

С выявленным общим набором средств познания и видов деятельности как с коллективным продуктом обучения соотносятся достижения каждого студента, что дает ему возможность не только понять коллективные результаты, но и оценить степень своего собственного продвижения в освоении данных способов деятельности и реализации личностных качеств.

На основе рефлексивного осмысления индивидуальной и коллективной деятельности, а также при помощи средств контроля происходит оценка и самооценка деятельности каждого студента и всех вместе, включая преподавателя. Оценивается полнота достижения целей, качество продукции, делаются выводы и заключения.

Таким образом, диапазон возможностей, предоставляемых студенту в его движении по индивидуальной образовательной траектории, достаточно широк: от индивидуализированного познания фундаментальных образовательных объектов и личностной трактовки изучаемых понятий до построения индивидуальной картины мира и личного образа жизни.

Вхождение России в мировое образовательное пространство, принятие Болонской конвенции послужили основой для реформирования национальной системы высшего образования и актуализировали поиски подходов к разработке стратегии модернизации профессиональной подготовки педагогов с учётом мирового опыта и традиций отечественной академической культуры. Такие аспекты процесса модернизации, как переход к системе многоуровневого образования, развитие мобильных образовательных программ и стандартов (Европейская Система Квалификаций), достижение академической мобильности, предполагают наличие альтернатив в образовательной сфере и ориентируют обучающегося делать выбор исходя из собственных возможностей и потребностей рынка труда. Поэтому выбор индивидуальной траектории и маршрута обучения в конечном итоге позволит каждому студенту развить те качества личности и компетенции, которые требуются профессионалу .

В контексте нашего исследования представляют интерес научные труды, раскрывающие принципы педагогического проектирования индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов учащихся (B.C. Безрукова, С.В. Воробьева, Е.С. Заир-Бек, В.Е. Радионов, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына и др.) и студентов (Н.Г. Зверева, В.В. Лытнева, А.В.Туркина, М.Л. Соколова и др.). В педагогической науке накоплен опыт, позволяющий использовать имеющийся опыт проектирования образовательных технологий (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, В.С. Игропуло, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.) для решения проблем индивидуализации обучения студентов. Однако процесс проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов в вузе не являлся предметом специального изучения .

Таким образом, перспективным является индивидуализация образовательного процесса посредством включения студентов в проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий и маршрутов. Индивидуальная траектория обучения представляет собой личностно-ориентированную организацию учебной деятельности студента в вузе и предполагает построение учебно-воспитательного процесса в контексте реализации индивидуальных устремлений, выработки жизненных стратегий, формирования основ индивидуально-творческого и профессионального развития личности студента. Под индивидуальным образовательным маршрутом следует понимать освоение студентом учебной программы с учётом его образовательного опыта, уровня индивидуальных потребностей и возможностей, обеспечивающих решение его образовательных проблем.

Практическое решение проблемы индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку осуществлялось посредством использования теории проектирования. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий - процесс многоплановый, призванный обеспечить развитие самостоятельности и инициативы личности, возможность наиболее полной реализации ее творческого потенциала для успешной деятельности в профессиональной сфере. Содержанием проектировочной деятельности является разработка модели, педагогической технологии и других процедур.

Целью экспериментальной работы явилась апробация модели и технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения иностранному языку студентов педагогических вузов и выявление их влияния на качество знаний, мотивацию и интерес к самопознанию и саморазвитию, а также на эффективность самостоятельной работы студентов.

Исследование проводилось по специально разработанной экспериментальной программе. Оно включало три этапа: аналитико-диагностический, проектировочный, оценочно-коррекционный.

Базой исследования явились факультеты Армавирского государственного педагогического университета (факультеты математики, физики и информатики, психолого-педагогический факультет, филологический факультет); гимназии и общеобразовательные школы г. Армавира. Изучался опыт подготовки будущих учителей в Армавирском лингвистическом университете, Ставропольском государственном университете, Московском педагогическом государственном университете. Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение шести лет. В ней приняли участие 517 студентов и 44 преподавателя.

Исходя из рассмотренных подходов к педагогическому моделированию , нами разработана модель индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку, при помощи которой, по нашему предположению, эффективность педагогического процесса значительно повысится. Модель имеет иерархическую структурную организацию, каждый из компонентов в блоке соподчинен, определяет и обосновывает содержание следующего. Блок может рассматриваться как самостоятельная система, где элементы находятся в определенных отношениях и связях друг с другом.

Поскольку моделирование является одним из этапов педагогического проектирования, мы посчитали целесообразным включить в структуру разрабатываемой модели следующие блоки: теоретико-методологический; организационно-технологический; субъектных взаимодействий; результативный.

Разработанная структурно-функциональная модель является средством познания сущности индивидуализации обучения, позволяет решить выявленные нами общие и частные образовательные проблемы. Она воспроизводит такие компоненты моделируемого процесса, как его субъекты, цели, задачи, содержание, методы, формы, результаты, а также факторы, принципы и функции. Как предполагается нами, использование модели в образовательном процессе педагогического вуза улучшит психолого-педагогическую и предметную подготовку профессорско-преподавательского состава в этой области; создаст условия для разрешения коммуникативных трудностей студентов и преподавателей; обогатит содержание предмета «иностранный язык» новым личностно-ориентированным материалом и т.д. Центральным элементом модели является технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку.

Авторская технология проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку строилась с учётом определенных основных детерминирующих факторов и условий организации процесса обучения . Ядром разрабатываемой технологии является алгоритм управления образовательным процессом, который включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль преподавателем этой деятельности. Обобщённое описание структуры технологии проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов педвуза иностранному языку представлено в виде этапов и стадий, раскрывающих содержание и последовательность операций, позволяющих разработать, оценить результаты её реализации и произвести необходимую коррекцию.

Представляет интерес содержательная составляющая технологии, включающая в себя учебно-методический комплекс (УМК), составленный на основе идей и теоретических взглядов автора, методик, специфичных форм, методов и средств организации педагогического процесса и содержания образования. В качестве ведущей была положена идея комплексного изучения иностранного языка и культуры страны изучаемого языка в педагогическом контексте. Поэтому в учебно-методическом комплексе были реализованы современные личностные и профессионально-ориентированные подходы к обучению иностранному языку.

Комплексный подход к анализу, оценке, диагностике, выбору параметров и критериев их отбора; способам осуществления непрерывного слежения и его периодичность; способам использования полученных данных был реализован за счёт включения в систему мониторинга состояния процесса индивидуализации обучения студентов педвуза иностранному языку.

Полученные в ходе мониторинга данные позволили разделить участвующих в эксперименте студентов на группы и определить для каждой из них индивидуальные направления и маршруты изучения иностранного языка.

В результате были выделены следующие траектории индивидуализации обучения иностранному языку у студентов: на общекультурное развитие, на коммуникативное развитие, на профессионально-творческое развитие.

Траектория коммуникативного развития, целью которой является овладение навыками бытового и профессионального общения.

Траектория общекультурного развития, направленная на приобретение умений пользоваться средствами иностранного языка для повышения общей культуры личности; реализации индивидуальных запросов и потребностей в изучении иностранного языка.

Траектория профессионально-творческого развития обеспечивала содействие профессионализации личности на основе включения в содержание образования материала, инициирующего развитие творческих способностей специалиста.

Перечисленные выше траектории включали в себя индивидуальные маршруты, которые различались целями, графиком изучения дисциплины, содержанием и объемом домашних и внеаудиторных заданий, уровнем сложности изучения дисциплины, темпом прохождения и др.

Первый маршрут (базовый) реализуется посредством изучения базового курса иностранного языка студентами, имеющими средний и высокий уровень знаний. У студентов этой группы высокий уровень мотивов к изучению иностранного языка, сформирована база, но у них нет такой возможности в силу ограниченного количества часов, предусмотренного Госстандартом и программой на изучение иностранного языка.

Целью этого маршрута является овладение иностранным языком на повышенном уровне сложности и стимулирование самообразования. Основные задачи преподавателя при прохождении студентами этого маршрута заключались в оказании педагогической и мотивационной поддержки студентов к изучению иностранного языка, стимулирования их к его совершенствованию.

Второй маршрут (коррекционный) адресован студентам, имеющим низкий уровень знаний иностранного языка, целью коррекционного курса является восполнение пробелов в знаниях. Основные задачи преподавателя при прохождении студентами этого маршрута заключались в оказании педагогической помощи при затруднениях и мотивационной поддержки студентов при изучении иностранного языка.

Все рассмотренные операции технологии обучения реализуются преподавателями и регламентируются инструкцией по организации и содержанию работы кафедр иностранного языка высших учебных заведений.

Мониторинг динамики произошедших изменений в экспериментальных и контрольных группах свидетельствует об эффективности предложенной программы индивидуализации обучения иностранному языку у будущих педагогов. Позитивные результаты были получены вследствие создания лингвопрофессиональной среды, направленной на развитие индивидуальности студентов. Использование аутентичных материалов и средств обучения, педагогической технологии, увеличение объема самостоятельных творческих работ, стимулирующих самообразование студентов, целенаправленное развитие интеллектуально-познавательных умений способствовали формированию продуктивного педагогического взаимодействия в процессе изучения иностранного языка и успешному продвижению по индивидуальным образовательным траекториям и маршрутам.

Это позволяет сделать вывод о том, что реализация авторского подхода к индивидуализации обучения иностранному языку улучшила не только качественные и количественные характеристики этого процесса, но и уровень профессиональной подготовки будущего педагога.

Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила сформулировать ряд организационно-педагогических условий проектирования индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку: соблюдение дискретности индивидуализации на всем протяжении обучения студента в вузе; предоставление свободы выбора образовательного пути каждому студенту; организация педагогической поддержки реализации индивидуальных траекторий обучения студентов; обеспечение субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; стимулирование креативности студента в учебной деятельности; проведение мониторинга эффективности прохождения индивидуальных траекторий обучения студентов; обеспечение готовности преподавателей к проектированию индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

Выполненное исследование даёт основание считать, что полученный научный материал позволил раскрыть основные аспекты проблемы, связанной с индивидуализацией обучения иностранному языку студентов. Выполненное исследование отражает педагогический аспект решения столь сложной междисциплинарной проблемы, которой является проектирование индивидуальных траекторий обучения студентов иностранному языку.

Ждут дальнейшего решения вопросы саморазвития и самосовершенствования личности будущего педагога в индивидуально-ориентированной среде, нуждается в проработке вопрос включения курсов, связанных с проектированием индивидуальных траекторий обучения, в систему повышения квалификации учителей.

индивидуальный обучение студент педагогический

Примечания:

  • 1. Алибекова Г.З., Рудковская А.В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. № 5. С. 56-60.
  • 2. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1996. 344 с.
  • 3. 3аир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.: Просвещение, 1995. 234 с.
  • 4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
  • 5. Сажина Н.М. Информационно-образовательные технологии в концепции личностно-развивающего обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 3. С. 99-109.

Одной из задач современной школы является развитие личности и поддержка индивидуальности школьника. Индивидуальность - это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Индивидуальность может проявляться в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностей и способностей индивида.

Для достижения поставленных целей используется индивидуализация. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимально раскрыть потенциалы и способности.

Формой индивидуализации является индивидуальная образовательная траектория или индивидуальный образовательный маршрут.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности.

Индивидуальный образовательный маршрут - это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами.

Основные характеристики индивидуальной образовательной траектории:

Индивидуальная - не означает только «один на один» с учителем. Важно найти такой учебный материал, организовать такие формы взаимодействия, которые будут способствовать личной инициативе, проявлению, становлению индивидуальности.

Образовательная - значит способствующая формированию знаний, умений, пониманию мира и себя в этом мире.

Траектория - след от движения, накопление различного учебного, социального и образовательного опыта.

В наиболее общем виде выделяют три типа траекторий, отражающие ведущую направленность обучающегося:


Траектория адаптивного типа требует использования образования для подготовки школьника к современной социоэкономической и культурной ситуации;

Траектория развивающей направленности характеризуется широким развитием возможностей, способностей и всего творческого потенциала человека, получающего образование;

Траектория созидательной направленности включает в себя не только развитие особенностей и возможностей, но и целенаправленное их использование для преобразования, «построения» себя, собственного образования, карьеры, жизни.

Основная задача педагога - создать вариативную образовательную среду, предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.

Образовательная среда чаще всего характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации).

При движении вперед учащийся может выбрать содержание знаний, умений, уровень их освоения, форму учебной работы, темп продвижения.

Образовательная траектория ребенка обусловлена ранее полученными знаниями и умениями в первую очередь на уроке.

Основные элементы создания траектории:

Ориентиры - определение предполагаемого конечного результата деятельности учащихся и педагогов в качестве ориентиров для осуществления образования. Формулировка целей.

Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов.

Образовательная среда - естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать его продуктивную деятельность.

Импульс - запуск механизма «самодвижения» ученика и учителя (мотивация), связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением.

Рефлексивное осмысление - становление «индивидуальной образовательной истории» как сумма значимых «внутренних приращений», необходимых для непрерывного образовательного движения.

Портфолио - сумма «образовательных продуктов» ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных потенциалов и способностей.

Первоначально описываются варианты индивидуального продвижения учащихся, включающие:

1. Обязательные учебные занятия ученика.

2. Занятия по выбору (элективные курсы) ориентированные на расширение, углубление знаний, отработку умений, приобретение практического опыта.

3. Самостоятельную работу.

4. Проектную деятельность.

5. Дополнительное образование.

6. Участие во внеурочной деятельности.

На основе анализа имеющихся вариантов ученик совместно с учителем и родителями формирует индивидуальную учебную программу на четверть, полугодие, учебный год, включающую:

1. Цель обучения (учитывает интересы, возможности, способности ребенка)

2. Обязательный компонент (учебные предметы)

3. Занятия по выбору школьника (элективные курсы)

5. Участие в проектной деятельности

6. Участие в исследовательской деятельности

7. Участие в объединениях дополнительного образования

8. Участие во внеурочной деятельности

9. Формы отчета

10. Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика:

Определение смысла деятельности

Постановка личной цели

Формирование плана деятельности

Реализация плана

Рефлексия, оценка деятельности

Корректировка или переоценка целей и соответственно маршрута движения

Оформление замысла образовательной программы школьника:

Цель моего образования в школе

Цель моего образования на данном этапе

Что я делаю, потому, что мне интересно (выбираю)

Что бы я хотел делать (заказываю)

Что я делаю, потому, что это необходимо (исполняю норму)

Какие проблемы я вижу в достижении своей цели:

Какие способы и формы обучения я буду использовать для решения проблем

При формировании и реализации индивидуальных образовательных траекторий меняется роль педагогов. Самой актуальной сегодня является тьютор - педагог, осуществляющий общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; индивидуальный научный руководитель; воспитатель.

Технология тьюторского сопровождения предполагает наличие тьютора основная деятельность, которого заключается в организации процесса становления личности школьника, обеспечении освоения «сопровождаемым» содержания, средств и способов деятельности.

Данная технология предполагает совместную деятельность сопровождающего (тьютора) и сопровождаемого по поводу разрешения проблемы практики и включает следующие основные этапы:

1. Выявление проблемы и понимание ее оснований.

2. Поиск путей решения данной проблемы.

3. Разработка плана решения проблемы.

4. Оказание первичной помощи в ходе реализации плана.

Если речь идет о сопровождении деятельности ближайшего периода, то этапы иные :

1. Анализ настоящего состояния деятельности. Выявление достижений, проблем и трудностей.

2. Проектирование деятельности ближайшего периода.

3. Проектирование необходимого и достаточного образования педагога для осуществления данной деятельности.

4. Проектирование и осуществление мероприятий по сопровождению образования и деятельности школьника.

Тьюторское сопровождение - это особый тип сопровождения образовательной деятельности человека в ситуациях неопределенности выбора и перехода по этапам развития, в процессе которого обучающийся выполняет образовательные действия, а тьютор создает условия для его осуществления и осмысления (Е.А. Суханова, А.Г. Чернявская).

Тьюторское сопровождение предполагает оказание педагогической поддержки обучающимся при самостоятельной разработке и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (стратегии) (Теров А.А.)

Множественность выборов технологий и адекватных моделей системы сопровождения базируется на исходных положениях адресности «помогающего воспитания». «Помогающее воспитание» как составная часть общественного воспитания, объективно необходимая для создания условий личностного развития школьника, есть специфическая профессиональная деятельность специалистов при решении социально-психологических задач в специально организованных для этого педагогических системах.

При этом процесс сопровождения опирается на организационно-педагогические, технологические и социально-педагогические факторы, а отношения становятся системообразующим фактором всей системы педагогического сопровождения, служат основой целостности моделей, стабилизируя взаимодействия внутри различных компонентов социокультурного пространства.

Индивидуальная образовательная траектория как элемент мотивации и повышения качества обучения (Пономарев М.А.)

Дата размещения статьи: 12.09.2012

Данная статья посвящена проблеме повышения мотивации и качества будущих специалистов через переход и применение в российских вузах индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), предусмотренных ФГОС ВПО 3-го поколения. Автором рассмотрены сущность, положительные и отрицательные моменты организации учебного процесса с использованием ИОТ, вопросы оплаты труда преподавателей при этом. Приведен российский опыт применения предметного метода организации учебного процесса, использовавшегося в российских вузах в начале XX в.

Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ): суть вопроса

В сентябре 2003 г. Россия присоединилась к европейской инициативе по гармонизации систем образования, начатой Болонской декларацией 1999 г. Напомним, что Болонская декларация включает четыре основных положения (принципа): многоуровневое образование (бакалавр, магистр), введение кредитов, мобильность, контроль качества образования.
Остановимся на принципе "мобильность". Согласно этому принципу индивид:
во-первых, имеет шанс получить самое качественное образование в другой стране, то есть выбрать наиболее подходящий для его обучения вуз, если он не имеет такой возможности в стране проживания. Причем у индивида должна быть возможность начать обучение в одном вузе, а закончить в другом. Это и есть академическая мобильность;
во-вторых, может трудоустроиться за границей, если не имеет возможности в полной степени реализовать свой трудовой потенциал и получить достойное вознаграждение у себя дома. Это профессиональная мобильность.
Одним из инструментов, способствующих академической мобильности, является система европейских трансферных кредитов European Credit Transfer System (ECTS). Согласно этой системе для получения диплома о высшем образовании необходимо набрать определенное количество кредитных баллов. В соответствии с инструктивным письмом Министерства образования и науки РФ один кредит равен 36 академическим часам. Эта кредитная трансферная система была специально разработана для обеспечения академической мобильности студента, то есть возможности переезда студента из одной страны в другую.
Вместе с тем цель ECTS состоит не только в обеспечении академической мобильности студентов (измерения трудоемкости изучаемых курсов), но в первую очередь она предназначена для проектирования образовательных программ, формирования студентами своих ИОТ. Выбор порядка изучения и перечня дисциплин учебного плана способствует повышению мотивации студентов к образовательному процессу. Такой принцип построения образовательного процесса, по мнению ряда ученых , принципиально новый для российской системы образования и предполагает внедрение асинхронной системы организации образовательного процесса, когда студент имеет возможность самостоятельного выбора предметов, которые он хочет изучить.
ИОТ разрабатываются именно для того, чтобы обеспечить качественную индивидуальную подготовку отдельного выпускника, компетентного в сфере своей профессиональной деятельности.

Опыт вузов Российской империи по использованию предметного метода организации учебного процесса

Утверждение о том, что использование ИОТ в учебном процессе является принципиально новым для российской системы образования, не совсем верное. Некоторый опыт использования ИОТ (предметный метод организации учебного процесса) существовал в ряде российских вузов еще в начале XX в. Хотелось бы остановиться более подробно на предпосылках его внедрения и опыте использования.
По существу, некоторые предпосылки использования предметного метода организации учебного процесса, во многом схожего с организацией учебного процесса с помощью ИОТ, были заложены в Университетском уставе 1884 г. Наряду с другими принципами управления и функционирования российских государственных вузов он (Устав) впервые в отечественной университетской практике закрепил развитие образовательной технологии.
Фактически в практике российских университетов появляется норма, закрепляющая русскую трактовку явления, известного в западных университетах как академические свободы. Речь идет о предусмотренном составлении факультетами нескольких учебных планов, предоставляемых на свободный выбор студента, а также дающих студенту право слушать интересующие его лекции на других факультетах .
Также согласно ст. 73 Университетского устава 1884 г. студент имел право выбирать преподавателя по предмету (если предмет ведется несколькими преподавателями) для посещения его лекций и практических занятий.
По мнению ряда ученых, это была, по сути, самостоятельная реформа. Суть нового этапа реформы состояла в том, чтобы, следуя передовому опыту западноевропейских университетов, освободить учебный процесс от наиболее жестких форм, стесняющих его свободное развитие. В основу преобразований высшей школы были положены отказ от курсовой принадлежности студента, обрекающей его следовать по ступеням учебы вместе со всем курсом, и переход к более свободной системе индивидуального учета его успехов в связи с количеством прослушанных курсов и сданных экзаменов.
Одним из ученых, выступавших в поддержку предметного метода организации учебного процесса, был В.Н. Ивановский . Для его иллюстрации автор ссылается на профессора П.Г. Виноградова: "Вместо общих планов по факультетам или хотя бы по отделениям, планы обязательных курсов должны быть групповые, на менее широком, но прочном фундаменте. Например, на историко-филологическом факультете можно было бы разрешить следующие комбинации предметов, кроме логики и психологии, которые должны слушаться всеми: 1) древние языки (и литература), сравнительное языкознание, история древней философии, древняя история; 2) славянские наречия, славяноведение, сравнительное языкознание, история всеобщей литературы; 3) русский язык, история русской литературы, история философии, русская история; 4) германские (или романские) языки, сравнительное языкознание, история всеобщей литературы, история философии, всеобщая история; 5) история всеобщая и русская, история философии и древние языки; 6) философия, история всеобщей литературы, всеобщая история, древние языки; 7) история искусств, история философии, всеобщая история, история всеобщей литературы, древние языки" .
Главной задачей технических вузов при внедрении нового метода организации учебного процесса были повышение личной мотивации студентов и ответственности за ход учения, наилучшая организация их самостоятельной работы.
Одним из первых вузов, начавших внедрение предметного метода организации учебного процесса, стало Московское высшее техническое училище (в настоящее время - МГТУ им. Н.Э. Баумана). Трансформация учебного процесса состояла из ряда взаимосвязанных элементов:
- политехнизаци высшего технического образования за счет изменения состава обязательных дисциплин на старших курсах;
- перехода в преподавании наук на предметную систему и разработку метода контроля за обучением студентов в установленные сроки;
- развития экспериментального метода обучения студентов, создания новых и расширения старых лабораторий;
- перестройки системы практического обучения и подготовки студентов в соответствии с требованиями быстроразвивающейся промышленности.
Процесс перехода училища на новую систему включал следующие последовательные мероприятия:
1) введение свободного посещения занятий, за исключением работы в лабораториях и учебных мастерских;
2) установление сроков проведения экзаменационных сессий: май, сентябрь и декабрь;
3) разделение всех дисциплин учебного плана на три группы:
а) общеобязательные: математика, физика, теоретическая механика, химия и некоторые другие;
б) специально-обязательные предметы: дисциплины, формирующие инженера в избранном направлении техники. Изучение этих дисциплин, выполнение лабораторных работ и проектирование, включая дипломный проект, экскурсии на промышленные предприятия и производственную практику - все это углубляло и расширяло знания, а следовательно, и качество подготовки будущего специалиста;
в) необязательные дисциплины - это дисциплины общественно-экономического цикла или дисциплины из второго разряда, относящиеся к другим специальностям. Например, студентам, избравшим для себя специальность "Тепловые двигатели", необязательно было изучать дисциплины, относящиеся к специальностям электротехнического направления;
4) вначале порядок изучения и продолжительность дисциплины выбирались студентом (при свободном посещении занятий). Впоследствии учебный комитет сам устанавливал порядок прохождения курсов, исходя из их логической последовательности.
Безусловно, положительным опытом, способствующим повышению качества и системности образовательного процесса, было проведение обязательных консультаций по наиболее трудным дисциплинам (математика, теоретическая механика и др.) с текущей проверкой знаний (репетициями). При всех сданных репетициях их оценка засчитывалась как экзаменационная. Таким образом, студентам предоставлялась возможность сдавать экзамен по частям .
Позже на предметную организацию учебного процесса перешли и ряд других вузов, например Горный имени императрицы Екатерины Великой институт. Все преподаваемые в институте предметы распределялись на четыре группы: I группа - основные предметы, II группа - общие предметы, III группа - специальные предметы и IV группа - предметы дополнительные .
Деление на курсы с введением в действие настоящего проекта отменялось, начиная с прежнего второго курса. Первый же курс составлял исключение; предметная система на него не распространялась, так как на него приходились так называемые "длинные курсы", лежащие в основе дальнейших занятий, и студенту, только что вышедшему из школы, было целесообразно осмотреться и свыкнуться с характером вузовской учебы. Все изучаемые предметы и выполняемые студентами практические занятия распределялись по семестрам и по порядку их последовательности и взаимозависимости с таким расчетом, чтобы полный курс мог быть пройден в течение 5 лет, разделенных на первый младший курс (1 - 2 семестры), второй общий курс (3 - 6 семестры) и третий специальный курс (7 - 10 семестры). Прослушивание курсов, сдача экзаменов и выполнение отдельных работ ограничивались конкретными сроками семестров; при этом студентам предоставлялась возможность избрать самостоятельно как период сдачи экзаменов, так и сроки выполнения работ .
В силу ряда обстоятельств, среди которых были и такие, как первая русская революция, а затем начавшаяся Первая мировая война с вытекающими из нее последствиями, а также смена министра народного просвещения, реформа, так основательно подготовленная и активно начатая, не получила должного завершения.
Безусловно, накопленный в этот период отечественный опыт должен быть учтен при переходе российской системы образования к использованию в учебном процессе ИОТ студентов.

Индивидуальные образовательные траектории: положительные и отрицательные моменты

Основываясь на богатом зарубежном и значительно меньшем российском опыте, можно констатировать, что переход к обучению студентов по ИОТ влечет за собой, по мнению ряда ученых, как положительные моменты, так и ряд объективных затруднений. Будет целесообразным рассмотреть их более подробно.
К положительным моментам можно отнести:
а) обеспечение больших возможностей для международной мобильности студентов, о чем уже было упомянуто в начале этой статьи. В настоящее время, например, в одном из ведущих экономических вузов России, РЭУ им. Г.В. Плеханова, имеющем более 80 зарубежных вузов-партнеров, как и в большинстве российских вузов, учет трудоемкости учебного процесса ведется в академических часах и только начался переход на кредитную систему учета нагрузки. В результате возникают очень большие сложности при взаимозачете дисциплин, изученных за рубежом, после возвращения студентов из вузов-партнеров. А именно дисциплины, изученные студентами во время семестровой либо годовой зарубежной стажировки, в российском дипломе не учитываются. Введение ECTS или аналогичной системы (согласно ФГОС ВПО 3-го поколения, предусматривающему использование в учебном процессе ИОТ) как снимет обозначенную выше проблему, так и упростит реализацию совместных (с зарубежными вузами) программ двойного диплома;
б) типовые учебные планы, составленные при участии тьютора и кафедры, помогут сориентировать студентов либо на продолжение обучения в магистратуре, либо на практическую деятельность. Причем у студента всегда остается право выбора: придерживаться либо не придерживаться рекомендаций тьютора, безусловно, за исключением обязательных курсов;
в) заработная плата преподавателя будет зависеть в том числе и от количества студентов, записавшихся на его курсы. Это в большей степени положительный, чем отрицательный момент: хотя это повлечет за собой конкуренцию между преподавателями, но и позволит повысить качество учебного процесса, так как преподаватель будет мотивирован на использование современных методов обучения (интерактивные формы, тренинги и т.д.) и системное повышение своей профессиональной квалификации;
г) значительное увеличение элективных дисциплин (дисциплин по выбору) по сравнению с учебными планами ГОС ВПО 2-го поколения выдвинет на первый план преподавателей, ведущих реальную исследовательскую работу. Это также будет способствовать повышению мотивации студентов к обучению и росту качества научно-образовательного процесса в вузе. Одним из направлений развития научно-исследовательского процесса среди студентов может быть подготовка ими курсовых работ не по отдельной дисциплине, как это существует в большинстве отечественных вузов, или по блоку дисциплин (этот инновационный опыт реализуется, например, в РЭУ им. Г.В. Плеханова), а в рамках исследовательского проекта конкретного руководителя (преподавателя). Такой опыт имеется на факультете гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов: с каждым преподавателем обычно работают несколько студентов разных курсов - они видят достижения друг друга, могут общаться; появляется основа для создания исследовательской группы (коллектива) .
Среди объективных затруднений (отрицательных моментов) перехода и применения ИОТ можно выделить:
1) в связи с тем что один студент может выбирать несколько курсов, возрастет трудоемкость работы учебного отдела в части четкого и оперативного планирования расписания, чтобы не было пересечений дисциплин по времени;
2) необходима подготовка:
- квалифицированных тьюторов;
- преподавателей в области методики обучения студентов по ИОТ;
- значительного количества учебно-методических материалов;
3) ряд преподавателей, большинство курсов которых не будут востребованы студентами, придется уволить из вуза после истечения срока контракта;
4) применение ИОТ не вызовет повышения мотивации к обучению у 100% студентов. Существуют сейчас и определенно останутся ряд студентов, выбирающих дисциплины, исходя из простоты их сдачи. Они будут учиться по типовому учебному плану и закончат свое обучение в вузе после получения степени бакалавра.

Библиографический список

1. Виноградов П.Г. Учебное дело в наших университетах // Вестник Европы. 1901. Октябрь.
2. Зверев Н.И. О чем молчит Болонская декларация? // http://www.aael.altai.ru.
3. Ивановский В.Н. Предметная система в наших университетах применительно к философским наукам // Журнал Министерства народного просвещения. Новая серия. СПб., 1907.
4. Об изменении учебного строя в Горном имени императрицы Екатерины Великой институте (к вопросу о введении предметной системы прохождения курсов в высших технических учебных заведениях) // Техническое образование. 1906. N 1.
5. Отечественные университеты в динамике золотого века Русской культуры / Под ред. В.Е. Олесеюка. СПб.: Союз, 2005.
6. Пузанова Ж. Вузам будет трудно предоставить студентам реальную свободу выбора // http://escocman.hse.ru/text/33709789.html.

Наш мир не стоит на месте. Развитие нации в принципе идет стремительными скачками с появлением новых технологий, внедрение которых абсолютно во все сферы жизнедеятельности человека внесли свой значительный вклад в изменение привычного устоя не только профессиональной, медицинской, транспортной системы, но и в систему образования. Ускорение темпов социально-экономического развития информационного общества, расширение масштаба социально-профессиональной мобильности, динамическое развитие экономики, которое характеризуется большой степенью неопределенности, конкурентоспособностью, структурными переменами занятости людей. Данные перемены оказывают влияние на требования по отношению к качеству профессионального образования, востребованность той или иной квалификации специалиста, его готовность к освоению новой инновационной технологии труда. «Профессиональное сообщество отреагировало на данную социально-экономическую видовую тенденцию – это потребность в индивидуальной образовательной траектории».

К примеру, в США давно активно применяют организацию обучения с использованием индивидуальной образовательной траектории (ИОТ): американцы активно используют ИОТ в высших образовательных учреждениях. Студент самостоятельно вправе выбирать предметы, которые, по его мнению, наиболее интересны для него из перечня, представленного его вузом (кафедрой). Так же в обучении широко применяются информационные технологии в университетских библиотеках: веб-сайты университетских библиотек как порталы библиотечных услуг, онлайновые межбиблиотечные абонементы и электронная доставка документов, справочное обслуживание по электронной почте и т.д. В вузах созданы онлайновые каталоги публичного доступа, базы данных и электронные журналы (в том числе, журналы учета посещаемости и успеваемости в обучении студентов), цифровые проекты университетских библиотек, электронные резервные коллекции. Стало популярно онлайн обучение.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. также говорится о том, что «следует совершенствовать образование, повышать его качество, в том числе, необходима индивидуализация образования». Одним из актуальных вопросов совершенствования и видоизменения образования в современном обществе заключается в проектировании и институциональном обеспечении индивидуальной образовательной траектории обучающегося с применением современных информационных технологий.

Всё началось с появления Болонской системы образования или Болонского процесса 19 июля 1999 года, когда была подписана 29-ю европейскими государствами Болонской декларации, которая утверждала необходимость для Европы образования и образовательного сотрудничества в формировании и закреплении стабильного, мирного и демократического общества.

В России активное развитие Болонской системы началось с сентября 2003 года, когда РФ присоединилась к Болонскому процессу на встрече министров образования европейских стран в Берлине.

На основании данной системы с 2011 года в Российских вузах начала формироваться образовательная траектория. Высшие учебные заведения начали переходить на двухуровневую подготовку кадров, включающую:

1. Бакалавриат – 4 года обучения в высшем учебном заведении – первый уровень высшего образования;

2. Магистратура – 2 года обучения в высшем учебном заведении – второй уровень высшего образования.

Невзирая на приобретенную популярность новой системы образования, четыре года образования – бакалавриат – как уровень профессиональной подготовки потенциальных сотрудников, как обучающиеся, так и работодатели не оценили его в должной мере.

ИОТ – это план и программа формирования обучаемым своих способностей, включая реализацию потенциальных возможностей с целью поднятия уровня конкурентоспособности и развития своей личности». Сущность индивидуальной образовательной траектории состоит в осознанном и ответственном выборе студентом «целевой ориентации осуществления своего профессионально-образовательного потенциала с опорой на свои сложившиеся ценности, установки и смысл жизнедеятельности». Предпочтение той или иной образовательной траектории зависит от социально-профессиональной направленности обучающегося, его ценностно-смысловыми ориентирами, присутствием альтернативной образовательной программы, возможностями вуза.

Специалисты выделяют несколько вариантов построения ИОТ :

Первый вариант – выбор подготовки строго в рамках бакалавриата, то есть, обучение происходит в течение четырех лет, студенту даются базовые знания по выбранной специальности, которые, в дальнейшем, подтверждается соответствующим дипломом. Исходя из этой программы обучающийся выбирает профиль своего образования.

Второй вариант – выбор подготовки по программе бакалавриата, включающий обучение в соответствии с программой профессиональной переподготовки, которая в дальнейшем дает студенту право ведения новой профессиональной деятельности. В соответствии с классическими мерками высшего образования данная программа несколько напоминает специалитет, действующий в подавляющем большинству вузов нашей страны, так как обучение длится пять лет. На основании окончания второго варианта такой траектории образования выпускник получит два диплома – данная программа примерно схожа с ушедшими в прошлое специальностями.

Третий вариант – освоение таких уровней образования, как бакалавриат и магистратура. В дальнейшем это гарантирует получение двух дипломов и степени магистра. Специалисты полагают, что будущее стоит за такой системой высшего образования, хотя оно и занимает у студента шесть лет.

Отметим, что верный выбор ИОТ позволяет абитуриенту в дальнейшем:

  • Определиться с вектором профессионального развития студента;
  • Выбрать тематику научно-исследовательской работы: курсовые и дипломные проектирования;
  • Установить тот перечень курсов на выбор, который обучаемый будет изучать в рамках бакалавриата;
  • Обусловить потенциальную базу практики;
  • По окончании обучения обрести два диплома;
  • Приобрести компетентность в нескольких сферах знаний, повысив, таким образом, свою конкурентоспособность при трудоустройстве.

Специалисты выделяют внешние и внутренние факторы, влияющие на проектирование образовательных траекторий :

  • Внешние факторы включают в себя миссию высшего учебного заведения, его институционную структуру, а так же социально-экономические нужды региона, квалификацию педагогического состава.
  • Внутренние факторы построения индивидуальных образовательных траекторий включают в себя целевую ориентацию студентов, их мотивы повышения образовательного уровня, познавательную активность, нужду в саморазвитии, самоотношение и ориентацию на будущее (определение дальнейших перспектив).

Рассмотрим, как в настоящее время, и в каких вузах страны применяются ИОТ .

1. Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел России (МГИМО (У) МИД России) Адрес: Россия, Москва, Вернадского просп., 76. Web-сайт: http://business.mgimo.ru, http://www.mgimo.ru;

2. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы (СПбГИПСР). Адрес: Россия, Санкт-Петербург, В.О., линия 12-я, 13а. Web-сайт: http:// www.psysocwork.ru .

3. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ); Адрес: Россия, г. Омск, пр. Мира, 5. Web-сайт: http:// www.sibadi.org ;

4. Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ); Адрес: Санкт-Петербург, просп. Большевиков, 22, корп.1. Web-сайт: http://www.sut.ru

5. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижневартовский государственный университет» (ФГБ ОУВПО НГУ). Адрес: Россия, Ханты-Россия, Мансийский АО, Нижневартовск, ул. Ленина, 56. Web-сайт: http://www. nvsu.ru

Ближнее зарубежье :

1. Казахстанская Автомобильно-дорожная академия им. Л.Б. Гончарова (КАДА им. Л.Б. Гончарова); Адрес: Казахстан, Алматы, просп. Райымбека, 417а. Web-сайт: : http:// www.kazadi.kz ;

2. Белорусский государственный педагогический университет (БГУП); Адрес: Беларусь, г. Минск, ул. Советская, Web-сайт: http://www.bspu.unibel.by

Дальнее зарубежье :

1. University of Bath. Адрес: Великобритания, Claverton Down Rd, Bath, North East Somerset BA2 7AY. Web-сайт: http://www.bath.ac.uk/ ;

2. Humboldt-Universität zu Berlin. Адрес: Германия, Unter den Linden 6, 10099 Berlin,. Web-сайт: https://www.hu-berlin.de/de ;

3. Università Commerciale Luigi Bocconi. Адрес: Италия, Università Bocconi — Via Sarfatti, 25 Milano. Web-сайт: http://www.unibocconi.eu/ ;

4. California Institute of Technology, Адрес: Соединенные штаты Америки, California Institute of Technology, Pasadena, California 91125. Web-сайт: http://www.caltech.edu/ ;

5. Libre Institute Samadeva. Адрес: Франция, 34 rue du Wittertalhof 67140 Le Hohwald. Web-сайт: http://samadeva.com/

Практически во всех вышеперечисленных нами вузах применяются современные информационные технологии и цифровые устройства воспроизведения и передачи образовательного материала. Широко применяется медиаконтент в образовании, что способствует повышению интереса у студентов при получении образования.


Обсуждение закрыто.