Изучение информатики в начальной школе. Информатика в начальной школе: цели, задачи, особенности методики преподавания. Задачи обучения информатике в начальной школе

ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ВВЕДЕНИЕ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Мы живем в информационном обществе. Персональный компьютер (ПК) превратился в основное средство деятельности во многих профессиях. И достаточный уровень взаимодействия человека с ПК должно обеспечить школьное образование. Повышение эффективности использования ПК происходит вследствие того, что человек передает ПК большую часть своих рутинных действий и у него освобождается таким образом время для творческой работы, недоступной машине. И это творчество человека тем продуктивнее, чем больше у него развито логическое мышление, навыки оперирования формальными понятиями и объектами. В настоящее время имеется ряд разработок разных авторов , по которым в начальной школе изучаются некоторые вопросы из разделов теоретической и прикладной информатики без компьютера с целью подготовки к ознакомлению с теоретическими основами информатики, развития логического мышления. В задачи пропедевтического курса информатики целесообразно включать приобретение навыков и умений анализировать любые объекты и системы из окружающей нас действительности. Для изучения можно выделить следующие аспекты:

изучение алгоритмов;

развитие процессов мышления, рассуждений, логики;

изучение объектов и систем;

построение информационно-логической системы понятий и явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы, правила вывода.

Это одна часть вопросов, с которыми полезно знакомить учащихся в начальной школе на уроках информатики. Но уроки информатики не будут для детей таковыми, если на них не предусмотрена работа на компьютере. Как показал опыт многолетней работы автора с детьми 8-10 лет - не важно какая вычислительная техника имеется в распоряжении детей. Важно то, что на уроках информатики они на ней работают: осваивают технику безопасности, работу на клавиатуре и т. д.

Итак, для курса информатики в начальной школы характерны цели, связанные как с освоением основных понятий информатики, так и с приобретением навыков работы на ПК. Начинать осваивать ПК и информационные технологии можно в начальной школе со второго класса.

Известно, что “Информатика” как наука включает семь направлений :

теоретическая информатика, использующая математические методы (математическая логика, вычислительная математика, системный анализ, теория принятия решений и т.д.) для построения и изучения моделей хранения, обработки, передачи информации;

вычислительная техника (ВТ);

программирование;

информация в обществе и природе;

кибернетика;

искусственный интеллект;

информационные системы.

В школьном курсе информатики для старших классов делается акцент на изучение первых четырех направлений. При этом наиболее полно изучаются ВТ и программирование. Начав изучение информатики в начальной школе, в старших классах можно больше уделить внимания другим направлениям информатики.

Таким образом, начальный курс информатики в общеобразовательной школе (2-5 классы) включает две компоненты:

Теоретические вопросы, освещающие основные понятия из области теоретической информатики и прикладной (информационных систем, искусственного интеллекта, ВТ);

Практические занятия, направленные на приобретение умений и навыков:

работы на ПК,

решения интеллектуальных и креативных задач.

Тематическое планирование курса

Курс информатики для трех классов начальной школы можно разбить на пять модулей, в каждом из которых изучаются:

информация,

алгоритмизация,

персональный компьютер,

элементы логики,

объекты и системы,

Эти модули изучаются в каждом классе. Знания по темам внутри каждого модуля расширяются и углубляются спиралеобразно. На каждом витке знания предыдущего являются основой для дельнейшего изучения. В таблицах 1-5 приводится тематическое содержание перечисленных выше модулей по классам. Таблица 1

Информация2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Понятие “информация”.

1. Характеристики информации по способу восприятия, объему, характеру.

1. Преобразование информации.

2. Виды информации (в зависимости от ее носителя).

2. Источники и носители информации.

2.Источники и приемники информации.

3. Способы восприятия информации об окружающем нас мире.

3. Способы передачи информации.

4. Информация о себе.

4. Кодирование информации.

5. Двоичное кодирование.

6. Единицы измерения информации.

7. Формы представления информации.

8. Представление информации в памяти ПК.

Таблица 2

Алгоритмизация2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Последовательность состояний в природе, последовательность действий.

1. Блок-схемы алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью блок-схем.

1. Алгоритмы с вложенными циклами.

2. Составление последовательности действий. Поиск и исправление ошибок в последовательности действий.

2. Ветвление в алгоритмах.

2. Алгоритмы с параметрами.

3. Понятие “алгоритм”.

Линейные алгоритмы.

3. Циклические алгоритмы.

3.ПК - Исполнитель алгоритмов. Команда присваивания.

4.Формы записи алгоритмов (словесная, с помощью геометрических фигур, рисунков).

4. Практика по составлению алгоритмов различного вида.

5. Понятие “Исполнитель”. Виды исполнителей. Работа в среде программных Исполнителей (“Закраска”, “Художн-ик”).

5. Координаты. Координатная плоскость.

Исполнение алгоритмов на координатной плоскости.

Исполнители алгоритмов. Система команд Исполнителя (СКИ). Работа с СКИ “Кенгу-ренок”.

Таблица 3

Персональный компьютер2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. ПК в жизни общества

Устройства ПК. Память. Виды памяти. Работа с разными видами памяти на ПК.

1. Устройства ПК. Устройство памяти. Адресация. Средства доступа.

2. Устройства, входящие в состав ПК. Компьютерные сети.

Практическая работа на ПК: ППС для развития внимания, памяти, мышления.

Работа с ППС учебного назначения по общеобразовательным предметам.

2. Устройство микроЭВМ: интегральные схемы, логические элементы.

3. Знакомство с клавиатурой. Набор информации о себе на клавиатуре.

3. Практическая работа с ППС по общеобразовательным пре-дметам (русский язык, математика и др.).

4. Компьютерные игры: логические, по управлению движущимися объектами.

4. Редактор текстов (система команд).

5. Операционная система ПК.

6. Файловая система на дисках.

Таблица 4

Элементы логики2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Установление закономерностей (задачи).

1. Высказывания. Отрицание высказываний. 1. Логические операции.

2. Понятие множества. Множества в природе. 3. Дерево возможностей.

2. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям.

3. Понятия: отрицания (не),

объединения (и), выбора (или).

3. Графы. Описание графов. Пути в графах.

4. Множество и его элементы. Задание множества. Операции над множествами.

Таблица 5

Объекты и системы2-ой класс 3-ий класс 5-ый класс

1. Выделение признаков предметов.

1. Отдельные предметы и общие названия.

1. Составные объекты. Дерево состава.

2. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов.

2. Разные предметы с общим названием. 2. Адреса объектов.

3. Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

3. Состав и действия предметов с общим названием.

3. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент.

4. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков у разных отдельных предметов. Имена объектов.

Анализируя содержание модулей курса и обобщая опыт работы в таблице 6 приводится количество часов, необходимое для изучения каждого модуля в каждом классе.

Таблица 6 Количество часов

п/п Модули курса 2 кл.

Информация 4 4 8

Алгоритмизация 9 9 6

Персональный компьютер 6 8 12

Элементы логики 6 6 4

Объекты и системы 5 5 5

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

И Т О Г О: 34 34 34

Пункт 6 в таблице нацелен на развитие указанных качеств путем решения, составления разного рода развивающих задач, игр, работе с тестами, программными средствами учебного назначения по общеобразовательным предметам. В последнем случае с используемыми ППС необходимо познакомить учителя-предметника и согласовать время работы с ними (в качестве средства закрепления, повторения изученного учебного материала, самостоятельной работы учащихся работа).

Анализ таблиц 1-6 позволяет составить тематическое планирование трехгодичного курса с указанием часов, отводимых на изучение отдельных тем, а также указать средста обучения и организационные формы обучения. Ниже в таблицах 7-9 приводятся примерные тематические планы по курсу “Начала информатики” для 2, 3 и 5-ого классов общеобразовательной школы с указанием: тем, количества уроков для их изучения, форм организации занятий и используемых средств обучения (к которым относится и ВТ).

Таблица 7 Курс "Начала информатики” для 2-х классов. №

п/п Тема Средства обучения Форма

обучения К-во

1.1. Введение. Понятие "информация". Виды информации. Способы восприятия информации об окружающем нас мире. Информация о себе. Натуральные запа-хи. ощу-щения Беседа,

Подготовка к введению понятия алгоритма.

Последовательность действий; последовательность состояний в природе.

Составление последовательности действий.

Поиск и исправление ошибок в последовательности действий. Рисунки. Беседа,

Практические занятия. 2

Понятие алгоритма; линейные алгоритмы. Формы записи алгоритмов (словесная, с помощью рисунков, геометрических фигур). Рисунки. Беседа,

практи-ка. 4

Понятие “Исполнители”. Виды Исполнителей.

Работа в среде программных Исполнителей

("Закраска", "Художник"). Рисунки,

ППС Беседа,

работа на ПК. 1

Персональный компьютер.Его роль в повседневной жизни.

Составляющие устройства. Компьютерные сети. Знакомство с клавиатурой ПК.

Набор информации о себе по заданному образцу на клавиатуре ПК. Компьютерные игры Устройс-тва ПК Беседа с демонстрацией.

Работа на ПК 6

Элементы логики.

Задачи на установление закономерностей.

Понятия: отрицания (не), объединения (и), выбора (или).

Понятие множества. Множества в природе и вокруг нас Рисунки,задачи. Беседа,

практика. 6

Объекты и системы.

Выделение признаков предметов.

Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух и более предметов.

Разбиение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

практические занятия. 5

6. ППС, задачи,

тесты. Тренинг, работа на ПК. 4

После первого года обучения по курсу “Начала информатики” учащиеся должны знать:

технику безопасности при работе на ПК, взаимодействия с устройствами: мышью, клавиатурой;

понятие об информации, способах ее восприятия;

характеристики информации по объему, содержанию, характеру;

общую структуру ПК (монитор, системный блок, устройства ввода/вывода информации);

об использовании ПК в повседневной жизни, профессиональной деятельности;

понятие “компьютерные сети” (локальные и глобальные);

понятие “множества” (вокруг нас, в природе, множество имен, подмножества);

необходимую информацию о себе и своих родителях;

понятия о линейных алгоритмах, способах его представления, исполнителях алгоритмов, системах команд исполнителей

Кроме того, учащиеся должны уметь:

работать с ППС для этого возраста при помощи мыши и через программное меню;

работать с играми по управлению движущимися объектами и с логическими играми;

переключать шрифты с русского на латинский и наоборот, набирать на клавиатуре простой текст с заглавными буквами, символами клавиатуры, с числами;

составлять последовательности действий для достижения поставленной цели;

рисовать геометрические фигуры в среде исполнителя “Художник”;

решать задачи на установление числовых, символьных, буквенных закономерностей и придумывать аналогичные;

выделять признаки предметов, узнавать предметы по заданным признакам;

разбивать предметы на группы в соответствии с указанными признаками.

Таблица 8

Курс "Начала информатики” для 3-х классов.N п/п Тема Средства

обучения Форма

обучения Часы

1.2. Повторение. Характеристики информации по способу восприятия,объему,характеру.

Источники и носители информации. Рисунки.

Беседа с демонстрацией.

Формы представления алгоритмов.

Блок-схемы алгоритмов. Запись алгоритмов с помощью блок-схем. Составление блок-схем известных алгоритмов.

Ветвление в алгоритмах,

Циклические алгоритмы.Условие окончания цикла.

Координаты. Координатная плоскость (к.п.). Исполнение алгоритмов на к.п.

Система команд Исполнителя. Работа в среде исполнителя “Кенгуренок”. Беседа с демонстрацией,

практика,

работа на ПК. 9

Устройства, входящие в состав ПК.

Память; виды памяти.

Работа с разными видами памяти. ПК. Беседа с

демонстрацией 3

Элементы логики.

Высказывания. Отрицание высказываний.

Дерево возможностей.

Графы. Описание графов. Пути в графах.

Множество и его элементы. Задание множества. Операции над множествами. Таблицы, задачи. Беседа,

практика, тренинг. 8

Объекты и системы.

Отдельные предметы и общие названия.

Разные предметы с общим названием.

Состав и действия предметов с общим названием. Отличительные признаки (атрибуты). Значения отличительных признаков у разных отдельных предметов. Имена объектов. Таблицы, рисунки, задачи Беседа,

практика, тренинг. 5

Развитие внимания, памяти, мышления.

Интегрированные занятия по курсу математики, русского и английского языков.

ППС, задачи, тесты, игры.

работа на ПК.

После второго года изучения курса “Начала информатики” учащиеся должны знать: понятие циклического алгоритма;

понятие о координатной плоскости, декартовой системе координат;

имена объектов;

понятие графа, дерева;

графическое представление алгоритмов (блок-схема);

виды памяти в ПК;

условную запись имен программ в системе Norton Commandor

При этом учащиеся должны уметь: составлять блок-схемы алгоритмов;

исправлять ошибки в алгоритмах;

исполнять алгоритмы на координатной сетке;

работать в среде исполнителя “Кенгуренок”;

выделять разные предметы с общим названием, определять состав и действия предметов с общим названием;

находить отличительные признаки у разных отдельных предметов;

находить программы в системе Norton Commandor по заданным именам.

Таблица 9

Курс "Начала информатики” для 5-х классов. №

п/п Тема Средства обучения. Форма

обучения Часы

Информация (повторение).

Преобразование информации.

Источники и приемники информации.

Способы передачи информации; кодирование информации.

Двоичное кодирование информации.

Единицы измерения информации.

Формы представления информации.

Представление информации в памяти ПК. Рисунки,

схемы. Беседа,

тренинг, опрос. 1

Алгоритмизация.

Алгоритмы с вложенными циклами.

Алгоритмы с параметрами.

ПК-исполнитель алгоритмов.Команда присваивания. Рисунки,

ПК. Беседа, тренинг,

рабоота на ПК. 4

Устройство памяти. Адресация. Средства доступа. Процессор. Назначение. Характеристики.

Интегральные схемы, логические элементы: принцип работы.

Операционная система ПК.

Файловая система на дисках.

Работа в текстовом и графическом редакторах. Беседа с демонстр. 10

Элементы логики. Повторение.

Логические операции.

Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. 4

Объекты и системы.

Составные объекты. Дерево состава.

Адреса объектов.

Связь между составом сложного объекта и адресами его компонент. Рисунки. Беседа, практика. 4

Развитие внимания, памяти, мышления.

ППС, тесты, задачи. Интегрир. уроки по общеобр. предм. на

После третьего года изучения курса учащиеся должны знать:

способы преобразования информации;

источники и приемники информации;

способы передачи информации;

способы кодирования информации;

двоичное кодирование, представление информации в памяти ПК, единицы измерения информации;

работу процессора, дисковода;

понятие “вложенных алгоритмов”, “алгоритмов с параметрами”;

команду присваивания;

команды текстового редактора MS.

Учащиеся должны уметь:

кодировать информацию с помощью числовых, символьных и графических кодов, придумывать коды;

декодировать информацию,

оперировать с единицами измерения информации;

работать в текстовом редакторе MS;

строить графы, удовлетворяющие заданным критериям;

рисовать дерево состава сложных объектов;

обращаться к разным видам памяти компьютера.

Что касается первого класса, то здесь уместны интегрированные уроки по общеобразовательным предметам с использованием имеющегося программного обеспечения. Как показал опыт работы в 1999-2000 учебном году в гимназии № 5 Советского района (учитель- Потапова Ирина Владимировна, преподаватель информатики – Вяткина Анна Юрьевна) один раз в неделю дети с огромным желанием занимались русским языком на компьютерах, закрепляя и повторяя пройденный материал. При этом дети знакомятся только с необходимыми для работы клавишами на клавиатуре и все их внимание направлено на усвоение предлагаемого в программных средствах материала.

Мтодика проведения занятий

Содержание процесса обучения определяется требованиями жизни, заказом общества на уровень знаний учащихся после окончания школы. Внутренней организацией содержания является форма организации обучения. Урок - это основная форма организации обучения при поурочной системе образования, имеющей место в нашей стране. Как продуктивно использовать время на уроке? Наиболее приемлем комбинированный вид урока, на котором на разных фазах сочетаются несколько видов деятельности; при этом не исключаются другие виды уроков. На уроке выделяются четыре фазы. На заключительной фазе в конце каждого занятия учащимся предоставляется возможность поработать на компьютере. После установачной фазы урока идет его основная познавательная часть, определяемая доминантной целью урока. Затем следует его вариативная часть, когда вид деятельности определяется вспомогательными целями урока: развитие памяти, мышления, проверка домашнего задания, вопросы для закрепления нового материала и проверки качества его усвоения. При этом используются тесты, задачи, игры - деятельность, при которой требуется “пошевелить мозгами”. В таблице 10 представлена структура урока по описанным выше программам. Таблица 10

Структура урокаВид деятельности Познавательная. Развитие мышления, памяти, внимания; проверка усвоения познават. матер., дом. зад. Работа на компьютере

Средства

обучения.

Рисунки, таблицы, устройства ПК. Тесты, задачи, рисунки. ППС

Продолжит. 10-15 минут 10-15 минут 15-20 минут

В таблице 10 в первой строке указаны виды деятельности на трех фазах урока, кроме установочных 1-3 минут. Во второй строке указаны средства обучения, используемые на указаныых фазах урока. В третьей строке приведено время для работы в каждой фазе урока. Интересным видом деятельности на уроках информатики является игра “Эрудиты в информатике”. Проводить можно в конце года на параллеле классов. Можно и среди групп одного класса в течение учебного года. Например, в 1998 году в школе № 165 Советского района было шесть 5-х классов. Согласно жеребьевке определились три пары классов, из которых вышли три победителя в финал. Из них выявился победитель. Игра состоит из нескольких конкурсов, в которых участвуют представители команд (по одному учащемуся от команды) или группа учащихся от команды. В ходе игры ребята участвуют в следующих конкурсах:

Приветствие

Домашнее задание.

Игра “Пойми меня”.

Конкурс капитанов

Написать алгоритмы

Работа с ППС по математике, русскому языку.

Нарисовать рисунок.

Создать “Страшилку”

Набрать текст в простом текстовом редакторе.

Ответить на вопросы компьютера.

Приветствия команды готовят по-разному в соответствии со своими творческими возможностями. Это может быть просто речь или стихотворная речь, танец и т.д. Эмблема готовится также творчески.

Домашнее задание команды получают накануне конкурса. Им может быть любой вид деятельности: составление алгоритма, кодирование информации и т.п., но для всех команд однотипное.

Игра “Пойми меня” может содержать несколько заданий (по аналогии с телевизионной игрой). Но все задания касаются терминологии из курса Информатики.

Конкурс Капитанов призван показать эрудицию капитанов. Для них готовятся задания заранее на компьютере. Им дается какое-то время для его выполнения. Это могут быть: установление закономерностей, расшифровка или шифровка информации, придумывание пословиц и т.п. Оценивается скорость выполнения, оригинальность решения.

Представители команд работают на компьютере с программами по математике, русскому языку, набирают информацию в простом текстовом редакторе. Оценивается скорость работы

Другие представители команд рисуют на компьютере рисунки на заданную тему (оценивается дизайн, фантазия, скорость исполнения).

В конкурсе “Создание Страшилки” требуется из заданных фрагментов сконструировать наиболее страшное существо. Оценивают этот конкурс сами ребята.

Описанная игра подводит итог годового изучения курса. Некоторые ее фрагменты (начиная с пункта 4) желательно использовать в течение учебного года.

Поскольку в начальной школе у детей преобладает мышление наглядно-дейст-венное и наглядно-образное, то весь понятийный аппарат информатики следует сопровождать демонстрациями, опытами. Это относится к таким понятиям как информация, характеристики информации, кодирование информации и другие вопросы из таблицы 1. Игровая атмосфера при изучении этих вопросов во 2-3-их классах способствует лучшему восприятию, пониманию и запоминанию учебного материала.

Заключение

В результате изучения курса по описанной программе учащиеся получают знания и приобретают умения и навыки как из области теоретической информатики, так и из прикладных направлений. Полученные знания будут развиваться при изучении предмета в последующих классах.

К ППС, указанных в средствах обучения, относятся разработанные в Сибирском институте образовательных технологий РАО компьютерные курсы по математике для 2-ого, 5- 6-ого классов общеобразовательной школы, тесты для развития мышления, программные разработки фирмы “Никита” .

Программа описанного курса прошла апробацию в школах Советского района г. Новосибирска.

Литература

Ершов А.П. Концепция информатизации образования./Информатика и образование. -1988. -№ 6.- С. 3-22.

Давыдов В.В., Рубцов В.В. Тенденции информатизации образования./Сов. педагогика. -1990. -№ 2. -С. 20-43.

Энциклопедический словарь Информатика./Под общ. ред. Поспелова Д.А. М., “Педагогика-пресс”. -1994.-350 с.

Валединский В. Информатика для 5-6 классов. Основные понятия. М., “Открытый мир”. -1996. -64 с.

Валединский В. Информатика для 5-6 классов. Алгоритмы. М., “Открытый мир”. -1996. -62 с.

Горячев А.В., Волкова Т.О., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова Н.И. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров для трехлетней и четырехлетней начальной школы “Информатика в играх и задачах”. (Пояснительная записка). /Вестник образования. М. -1996.- № 10. -С.63-70.

Валединский В. Информатика для 2 -х классов. М., “Открытый мир”. -1995. -48 с.

Тэтчел Дж., Беннетт Б., Фрейзер К., Смит Б.Р. Осваиваем микрокомпьютер. В 2-х кн. Пер. с англ. -М.: Мир, -1989. -128 с.

Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности. Пер. с англ. М., “Мир”. -1989. - 254 с.

Оригинал: http://www.websib.ru/noos/it/method.htm

Содержание курса информатики в начальной школе (2-4 классы)

Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Затем выделяются виды информации по способу восприятия ее человеком, вводятся понятия источника и приемника информации на простых примерах, обсуждается компьютер как инструмент, помогающий человеку работать с информацией.

Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию. Дается представление о видах данных (закодированной информации), что очень важно для того, чтобы младшие школьники поняли, почему существуют разные прикладные программы: текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др. -- для обработки разных типов данных требуются соответствующие программы.

В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании. Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально. А вот понятие документа актуально во всех смыслах, так как дети уже постоянно имеют дело с разными бумажными и электронными документами (со свидетельством о рождении, заявлениями, справками, файлами и пр.).

В 3 классе происходит повторение и развитие учебного материала, изученного во втором классе. Глава вторая -- о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к

пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в 3 классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предметы нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, но и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя алгоритма, свойствах процесса управления и т. д., что составляет содержание курса в 4 классе.

Уже в 3 классе начинается серьезный разговор о компьютере как системе, об информационных системах. Содержание 4 класса -- это то, ради чего информатика должна изучаться в школе, и, в частности, в начальной школе:

  • - ради формирования и развития понятий о моделировании;
  • - модели и процессе управления.

Тема управления является важнейшей с точки зрения ФГОС -- стандарта второго поколения, поскольку в начальной школе необходимо научить детей управлять не только компьютером и своим временем, но и собой.

Тема урока

Виды информации. Человек и компьютер

Человек и информация

Какая бывает информация

Источники информации

Приемники информации

Компьютер и его части

Повторение, работа со словарем и тестирование.

Кодирование информации

Носители информации

Кодирование информации

Письменные источники информации

Языки людей и языки программирования

Работа со словарем (как повторение) и контрольная работа и/или тестирование.

Информации и данные

Текстовые данные

Графические данные

Числовая информация

Десятичное кодирование

Двоичное кодирование

Числовые данные

Документы и способы их создания

Документ и его создание

Электронный документ и файл

Поиск документа

Создание текстового документа

Создание графического документа

Повторение, работа со словарём и контрольная работа и/или тестирование

Подготовительная контрольная работа и работа над ошибками

Итоговая контрольная, тестирование

Поурочное планирование для 3 класса

Тема урока

Информация, человек и компьютер

Человек и информация

Источники и приемники информации

Носители информации

Компьютер

Действия с информацией

Получение информации

Представление информации

Кодирование информации

Кодирование и шифрование данных

Хранение информации

Обработка информации и данных

Работа со словарем, контрольная, тестирование

Мир объектов

Объект, его имя и свойства

Функции объектов

Отношения между объектами

Характеристика объектов

Документ и данные об объекте

Повторение, работа со словарём

Контрольная работа, тестирование

Компьютер, системы и сети

Компьютер-это система

Системные программы и операционная система

Файловая система

Компьютерные сети

Информационные системы

Подготовительная контрольная и работа над ошибками

Годовая контрольная, тестирование

Поурочное планирование для 4 класса

Тема урока

Повторение

Человек в мире информации.

Действия с данными.

Объект и его свойства.

Отношения между объектами.

Компьютер как система.

Компьютерный практикум.

Работа со словарем и контроль

Суждение, умозаключение, понятие

Мир понятий..

Деление понятия

Обобщение понятий

Отношения между понятиями

Понятия «истина» и «ложь».

Суждение.

Умозаключение.

Повторение, компьютерный практикум

Работа со словарем и контроль

Мир моделей

Модель объекта

Текстовая и графическая модели

Алгоритм как модель действий

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

Исполнитель алгоритма

Компьютер как исполнитель

Повторение, работа со словарем

Работа со словарем, контрольное тестирование

Управление

Кто кем и зачем управляет

Управляющий объект и объект управления

Цель управления

Управляющее воздействие

Средство управления

Результат управления

Современные средства коммуникации

Работа со словарем, контрольное, тестирование

Итоговая контрольная

Аналитическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

  • - выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
  • - называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма и других объектов информатики;
  • - выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
  • - сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления, сравнение функций прикладных программ между собой и др.);
  • - формулирование суждения и умозаключения.

Практическая деятельность учащихся начальной школы на уроках информатики:

  • - преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т. д.);
  • - описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
  • - создание текстовой, математической и графической моделей объекта окружающего мира;
  • - создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
  • - сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (например, сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления, управляющего объекта и объекта управления и др.);
  • - обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
  • - осуществление коммуникативного процесса с помощью программы Skype;
  • - поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.

Для эффективного получения результатов необходимо применять на уроках информатика различные методы обучения. Правильно выбранный метод поможет учителю не только весело провести урок, но и заинтересует обучающих предметом и поможет достичь поставленных целей в начале урока. При использовании методов обучения необходимо, чтобы школьники умели анализировать, рассуждать, планировать, создавать новое.

Все указанные методы используются в практике начального обучения на уроках информатики. Опыт показал, что их эффективность зависит от цели и задач конкретного занятия, особенности содержания учебного материала, уровня сформированности учебной деятельности учащихся.

Изучение курса информатики во 2 классе начинается с темы «Человек и информация», при изучении которой внимание ребенка обращается на феномен информации, подчеркивается ее роль в жизни человека. Содержание второй главы естественно является «связкой» между информацией и компьютером. Содержание третьей главы формирует понимание и представления школьников о том, что компьютер обрабатывает не информацию (информацию обрабатывает человек), а данные, т. е. закодированную информацию..

В этой главе начинается серьезный разговор о двоичном кодировании. Содержание четвертой главы направлено на формирование и развитие понятие документа, на способы его создания, поскольку понимание того, что такое данные, для второклассника еще не очень актуально.

А.Ю. Нимченко

И.И. Буренок

Нимченко Анна Юрьевна - студентка 4 курса факультета педагогики и психологии, направление «Педагогическое образование» профиль: «Начальное образование»

Г. Славянск-на-Кубани

E - mail : ya . nutick @ yandex . ru

Буренок Ирина Ивановна- доцент кафедры общей профессиональной педагогики

Г. Славянск-на-Кубани

E - mail : BurenokIrina @ mail . ru

Актуальность. Методика обучения компьютерной грамотности в начальной школе очень многообразна и важна. Во-первых, необходимо уже с раннего возраста иметь информационное образование. Во-вторых, информатизация образования остается только на школьном уровне. Из этого следует что, ученик должен усвоить информатику в рамках образовательной программы. В-третьих, требования, которые указаны во ФГОС НОО со­держания курса информатики и математики для младших школьников, не всегда выполняются. Поэтому педагог, который начинает обучение информатике в на­чальных классах, сталкивается с такими ситуациями и вопросами: отбор содержания обучения, выбор учебно-методического комплекса (УМК) и программного обеспечения, выбор наиболее результативных форм работы на уроке, особенности преподавания тем, организация дидактических игр на уроках информатики и т.д. В рамках методики преподавания компьютерной грамотности и, изучив журналы «Начальная школа» за последние 5 лет, встал вопрос о том, какие УМК по информатике рекомендованы на сегодняшний день.

Объект исследования: анализ учебно-методических комплектов по информатики для начальных классов.

Предмет исследования: методические условия для выбора учебно-методического комплекта по информатике.

Цель исследования: изучить все имеющиеся учебно-методические комплекты по информатике и выяснить, какие из них используются в школах.

Задачи исследования:

проанализировать УМК по информатике для начальных классов;

опросить учителей начальных классов МБОУ СОШ № 4 ст. Ольгинской, МБОУ СОШ № 5 ст. Бриньковской, МБОУ СОШ №7 ст. Степной Приморско – Ахтарского района о том, какие УМК по информатике используются в данных школах;

исследовать полученные результаты опроса учителей.

В своем большинстве современные учебно-методические комплекты, которые предназначены для преподавания информатики, со­стоят из методического пособия для учителя, системы компьютерной поддержки уроков и рабочей тетради ученика.

В настоящий момент, для использования в началь­ном общем образовании, рекомендованы и утверждены следующие УМК по информатике:

Горячев А.В. Информатика и ИКТ;

Информатика в начальной школе представлена с 2002/03 учебного года как отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета информатика и информационные технологии основной школы. Обучение информатике во II-IV классах рекомендуется проводить учителям начальной школы.

Цели обучения информатике в начальной школе: формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера. Задачи обучения информатике в начальной школе:

  • - познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
  • - дать первоначальное представление о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
  • - дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Линии обучения информатике в начальной школе соответствуют линиям основной школы, но реализуются на пропедевтическом уровне.

Примерное содержание курса информатики в начальном обучении: Основы понятия информатики. Информация и ее свойства: смысл, описание, оценка. Роль человека в преобразовании и создании новой информации. Обработка, передача, хранение информации с помощью технических устройств. Виды информации: текст, число, изображение, звук. Способы организации информации: таблицы, схемы, каталоги и др. Организация деятельности человека по преобразовании информации. Понятие об алгоритме. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма. Команды. Предписания. Примеры алгоритмов.

Первоначальные представления о компьютере, информационных и коммуникационных технологиях.

Компьютер как исполнитель алгоритма. Основные устройства компьютера. Организация информации в компьютере. Основные команды, понимаемые компьютером. Преобразование числовой, текстовой, графической и звуковой информации с помощью компьютера. Хранение информации с помощью компьютера. Передача информации с помощью компьютера. Компьютерные сети. Использование сетей для получения информации.

Информация в жизни общества и человека.

Понятие об информационной деятельности человека. Организация общественно-значимой информации. Нравственно-этические нормы работы с информацией. Понятие об информационной безопасности личности и государства.

Предмет информатика реализует межпредметные связи, то есть при его изучении нецелесообразно практические занятия по информатике наполнять различным предметным содержанием. Примерные темы для интеграции предметов в рамках практических заданий по информатике предложены авторами комплектов, например, таких как А.В. Горячев (со всеми предметами начального обучения, см. приложение), А.Л. Семенов (проекты) и др.

Практическая составляющая содержание предмета информатика формируется из задач по информатике с предметным содержанием (бескомпьютерная составляющая обучения) и компьютерных практических заданий. В связи с этим требуется обеспечить доступ к средствам информационных технологий всех участников педагогического процесса в соответствии с уровнем оснащения школы.


Информатика в начальной школе

Н.В. Матвеева,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ГНУ ИСМО (ИОСО РАО), член Федерального экспертного совета Минобразования

Информатика в начальной школе – это особый предмет, который уже стал скорее нормой, чем исключением.

Однако, до сих пор остается неразрешенными немало проблем, которые волнуют многих. Коротко перечислим некоторые из них.

1 проблема. Что такое «информатическое образование»? Если опираться на мнение А.Я.Фридланда (которое я полностью разделяю), опубликованное в его монографии и защищенное в виде докторской диссертации, то информатическое образование касается изучения только технических средств сбора, хранения, передачи и обработки информации. Если процесс информационный, то информационная система должна обязательно включать людей, удовлетворять их информационные потребности. Означенная понятийная проблема не решена до сих пор и требует скорейшего решения.

2 проблема. Что должны изучать младшие школьники на уроках информатики в начальной школе? Решать развивающие задачи и развивать мышление? Какое? Алгоритмическое, системное, творческое, информационное, информатическое? Это следовало бы, наконец-то определить и закрепить в Стандарте, чтобы учитель начальной школы или учитель информатики, который преподает в начальной школе, не метался по множеству несовместимых по своей сути авторских концепций обучения информатике. Каждая из существующих концепций обладает теми или иными достоинствами и недостатками, и школа на свой страх и риск выбирает одну из них в начальной школе, после чего в средней школе начинаются нестыковки с рекомендуемыми учебниками и учебными пособиями.

3 проблема. Введение разных компонентов (федеральный, региональный и школьный) – это мудрстование лукавое, игра в кошки-мышки, где государство – кошка, а родители, учителя и дети – мышки. Хотите – пожалуйста, но финансируйте сами и отвечайте за все сами, а если что – сами виноваты, мы вас об этом не просили. Хорошо получится – видите, какие мы демократичные – мы вам все разрешаем. Каждая школа знает, чего стоит организовать обучение информатике в начальной школе за счет регионального и школьного компонентов. Федеральный компонент – это та часть образовательного процесса в начальной школе, за который несет ответственность государство, то есть государство в обязательном порядке обеспечивает финансово, содержательно, методически, кадрово и материально. Региональный компонент – это та часть образовательного процесса, за который ответственность на себя берет регион. Но при этом федеральный компонент обязателен, а региональный, и, тем более школьный, – это если останется время и силы у ребенка, так как есть всякие ограничения санитарного характера (число часов в неделю и пр.). Государство должно взять на себя ответственность и не перекладывать ее на чужие плечи. Для этого необходимо сделать ряд важных организационных шагов государственного масштаба, но для этого необходимо определенное понимание: что есть информатика в начальной школе, кто ее должен преподавать (специалист по информатике или учитель начальной школы), сколько компьютеров должно быть на уроке информатике в начальной школе – каждому один или один на всех? Если бы государство (в лице РАО, Думы, Правительства и Минобразования) знали бы ответ на эти вопросы, то не было бы необходимости устраивать «свистопляску» на тему об очевидном – информатика в начальной школе необходима, возможно, в виде интеграции в некоторые имеющиеся дисциплины.

4 проблема. Содержание информатики в начальной школе.

В свое время в Москве (лет 7 назад) состоялась международная конференция по обучению информатике в начальной школе. В частности, говорилось о том, что начальное образование – это на 80-90% обучение информатике, но в неявной форме. Начальная школа только тем и занимается, что учит кодировать, декодировать, представлять информацию на разных носителях в разных видах и формах и т.д. Но учитель начальной школы этого «не знает», то есть, не использует специфических для данной области знаний терминов (источник информации, приемник, носитель информации, канал связи и так далее). В ходе изучения информатики младшие школьники целенаправленно осваивают различные приемы и способы работы с информацией. То есть, реализуя информационные процессы разного рода, современный ребенок, если у него нет урока информатики, вне школы знакомится с понятиями информатики и, как правило, думает, что информатика – это «что-то про компьютер». Это в корне неправильное положение вещей. В начальной школе должен быть урок, где дети целенаправленно учатся работать с информацией по соответствующим программам и методикам, называя вещи своими именами. Освоение способов работы с информацией – это сложный и продолжительный путь, который младший школьник осуществляет на всех уроках в начальной школе, но на уроке информатики он узнает, что когда он пишет – он кодирует информацию, когда читает – декодирует, что существуют разные способы кодирования и многое другое. Все это имеет непосредственное отношение к формированию учебных умений – главной задаче начальной школы.

Уже в начальной школе ученик должен усвоить этапы работы с информацией и определенные правила информационной деятельности, что и происходит в процессе обучения информатике в начальной школе практически на каждом уроке.

Информатика в начальной школе – это не сухой и скучный курс про компьютеры и информационные технологии. Это курс про живое слово, проявляющее себя в устной речи и которое может быть отражено в письменной речи – на бумаге или в памяти компьютера. Живое слово несет смысл и энергию для общения.

5 проблема. Место компьютера в начальном образовании.

Компьютер – гениальное изобретение человека. Но он не может занимать центральное места на уроках информатики в школе. Это быстро становится скучно и мало интересно детям. Дети начальной школы скучают на уроке без интеллектуальной развивающей нагрузки.

Но и без компьютера в начальной школе плохо. Однако место компьютера должно быть не более, как место карандаша и тетради. В первую очередь компьютер – это загадочный для ребенка и поэтому очень привлекательный объект. Он понимает, что это одновременно и замечательный инструмент для работы с информацией и объект познания.

Не случайно существует мнение, что если младшие школьники попадают в компьютерный класс, то очень быстро интерес к компьютерам пропадает совсем. И это совершенно естественно. Познать компьютер всерьез – пока не по зубам. А информационных потребностей (учебных задач), требующих компьютерных мощностей – пока нет. И что же? Скучно, неинтересно. Если дать интеллектуальную нагрузку, соответствующую возрастным особенностям, а компьютер использовать как пособие, как электронную доску – другое дело. Это как конфета, которая очень вкусная, пока она одна или две: дайте килограмм – никто не съест. Это серьезный аргумент в пользу теоретической информатики в начальной школе.

Дети хотят знать все – как использовать компьютер, и как он устроен. На уроках информатики в начальной школе можно обсуждать любой вопрос, связанный с теоретической информатикой. Например, арифметические основы ЭВМ, структуру, архитектуру и иерархию программ и файлов и многое другое. Но это только в том случае, если этот разговор будет непосредственно связан с «здесь и сейчас», с его школьной или внешкольной учебной деятельностью (учебная деятельность в этом возрастном периоде является ведущей (по А.Н.Леонтьеву): идет разговор об устной речи – ребенку интересно, а компьютер может работать со звуком? Да, говорит учитель, и рассказывает о том, как это происходит, не вдаваясь в большие подробности. И этого пока достаточно. Идет разговор о письменной речи и буквах. Учитель спрашивает детей, как они думают, а компьютер может работать с буквами, с текстом? Да, может, подтверждает учитель. А как в компьютерной памяти записана буква? С помощью специального кода. А что такое код? ... Вопросы, которые выносятся на обсуждение в начальной школе должны естественным образом «вытекать» из информационных потребностей ребенка. В процессе обучения начальной школе необходимо всегда отталкиваться от жизненного опыта ребенка, от того, что его интересует и волнует, то есть, от его естественных жизненных потребностей.

В начальной школе ребенок должен познакомиться с компьютером на функциональном уровне, как с удивительным устройством, которое многое может: работать со звуком, с текстом, с рисунком, может передавать тексты, рисунки, видеоизображения и голос человека на большие расстояния почти мгновенно. Ребенок должен усвоить, что все, что может компьютер, он может лишь под управлением программ, составленных человеком.

Каждый урок информатики в начальной школе – это еще один маленький шаг по пути постижения тайн общения, обмена информацией, тайн вездесущих информационных процессов и тайн компьютера, созданного человеком, который отражает в себе все знания, накопленные человечеством за многие тысячелетия.

Тайна, которая окружает в сознания ребенка удивительный мир компьютера, нисколько не мешает ему пользоваться компьютером в играх и на уроках. Тайна непознанного привлекает его, завораживает, но не пугает.

Учитель информатики в начальной школе (или учитель начальной школы) должен всемерно выявлять, поддерживать в сознании ребенка и развивать связь между миром компьютера и миром природы. Для этого логика обучения должна строиться не от компьютера и его всепоглощающей значимости для человека в век информационной революции, а от природы, которая постепенно раскрывает перед человеком свои тайны, но творческую мудрость которой человеку никогда не превзойти.

Учитель в процессе обучения информатике должен донести до понимания детей, что, наблюдая и изучая природу, человек создает великолепные аналоги природных творений, творит своими руками нечто, подобное творениям природы. Компьютер во многом повторяет функции головного мозга человека. Но превысить красоту, изящество, разнообразие, прочность и эффективность природных творений человеку не дано. Ничто, созданное руками человека не может быть прекраснее и изящнее комара или обычного полевого цветка. Никакого сколь угодно совершенного робота, созданного руками человека не сравнить с живым человеком. На уроках информатики в начальной школе можно и нужно воспитать отношение к природе, как к неисчерпаемому источнику информации.

Компьютер создан руками человека. Но ни один компьютер не сравнится с возможностями человеческого мозга. Только мозг человека способен отражать мир во всем его блеске и многообразии звуков, цвета, света, запахов, форм, воспринимая мир в движении и развитии, выделяя отдельные объекты и системы и при этом не потерять целостности этого удивительного мира.

Обучение информатике в начальной школе должно идти через чувства и эмоции ребенка, естественно возникающие в процессе познания окружающей действительности, людей и самого себя.

Таким образом, следует понимать, что ни одна дисциплина школьного образования не обладает таким мощным потенциалом для развития ребенка, как информатика, ибо она строится на фундаменте философии и лингвистики, естествознания и математики, логики и психологии, формализма и поэзии одновременно. В этом – ее сила, и в этом – ее слабость. В информатике пересекаются наука и искусство, мистика и ремесло.