Подготовка к школе в домашних условиях. Подготовка ребенка к школе: рекомендации родителям Домашняя подготовка к школе

Подготовка к школе, занятия для дошкольников - тема, которая беспокоит многих родителей. Что должен знать малыш перед поступлением в школу? Как привить ему навыки, нужные в усвоении школьного материала? Вот об этом подробно поговорим в данной статье.

  1. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет
  2. Подготовка к обучению в школе: с чего начать
  3. Задания для подготовки к 1 классу
  4. Основы математики – наш личный опыт
  5. Игры для готовности детей к школе

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья посвящена тем, чей малыш скоро станет первоклассником. Подготовка к школе, занятия для дошкольников - одна из главных тем для заботливых родителей. Кроме того, их беспокоит множество вопросов. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? Правда, некоторые родители считают, что подготовка к школе - это лишнее, “там ведь всему научат”. Это неверно. Неподготовленный ребенок обязательно столкнется при обучении с определенными сложностями. Если вы хотите, чтобы школьная программа давалась вашему отпрыску легче, помогите ему!

В этой статье я опишу основные параметры, по ним вы сможете определить для себя, готово ли ваше дитя к шагу в школьную жизнь. Советую взять лист бумаги с ручкой и по ходу чтения отмечать для себя моменты, над которыми стоит поработать. Я с сыном занимаюсь в постоянном режиме, описываю подробно наши занятия, делюсь опытом с читателями. Поэтому в статье вы увидите ссылки на уже освещенные мною занятия, и если по данному пунктику, вам нужно поработать, не поленитесь перейти и прочитать отдельную статью. Итак, начнем!

Что необходимо знать и уметь ребенку

Есть мнение, что дитя 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать собственные фамилию, имя и отчество. Необходимо также знать фамилии, имена и отчества родителей, место их работы, свой адрес и телефон;
  • знать наименование населенного пункта, где он живет, правильные названия других стран мира;
  • знать наименования животных, уметь отличать диких животных от домашних, уметь разделять их на категории (воробей - птица, акула - рыба, медведь - зверь). Кроме того, необходимо знать наименования самых распространенных растений, овощей, фруктов и ягод;
  • знать времена суток, времена года, их последовательность, а также количество месяцев в году, количество дней в месяце и неделе. Помимо этого, малышу должно быть известно, как называются дни недели;
  • нужно иметь представление об основных природных явлениях;
  • наименованиях самых распространенных цветов;
  • знать названия нескольких видов спорта;
  • ответить как называются наиболее часто встречающиеся профессии, уметь рассказать, чем занимаются люди, относящиеся к той или иной профессии;
  • крошке необходимо уметь рассказать о своих любимых занятиях;
  • в 6-7-летнем возрасте детям нужно знать правила дорожного движения и назначение дорожных знаков;
  • необходимы основы знаний для обучения чтению, письму и математике (умение выделить определенную букву в слове, писать печатные буквы, считать до 10 туда и обратно, решать легкие примеры в пределах этих чисел, пусть даже с использованием визуальных предметов).

Много? Да, немало! Задача родителей - помочь овладеть этими знаниями.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Подготовка детей к обучению в школе включает самые разные задания и упражнения. Разберем основные сферы.

Развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ общения в коллективе. Как бы там ни было, а школа - это, прежде всего, коллектив. Что же необходимо знать родителям?

  1. Учитывайте темперамент ребенка, его привычки и желания. Не торопите события. Один малыш не может обойтись без друзей, другой прекрасно проводит время в компании любимых игрушек. Разрешите дитю быть собой.
  2. Будьте примером, дети, сами того не осознавая, часто копируют поведение взрослых по отношению к другим людям. Собственный пример действует лучше, чем любые назидания.
  3. Внимательно слушайте сына или дочку, задавайте вопросы, покажите, что рассказ по-настоящему интересен.

Развитие устной речи дошкольника

Вот несколько советов по речевому развитию.

Также советую послушать мнение логопеда:

Обучение чтению

Вопреки многим мифам и домыслам, умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и пазлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр (ниже я посоветую нашу любимую), но слишком увлекаться ими не стоит.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Эти задания для подготовки к школе помогут с освоением навыков письма, рисования, разовьют умение думать и делать умозаключения.

Логические упражнения

К дошкольнику предъявляются достаточно серьезные требования в области логики. К примеру, необходимо:

  • Чтобы он умел найти лишний среди нескольких предметов;
  • составить рассказ по предложенным картинкам;
  • объединить несколько предметов по общему признаку (этот признак должен быть найден самостоятельно);
  • продолжить предложенный рассказ.

Логические упражнения помогают дошкольнику развивать самостоятельное мышление, речь, а также умение общаться со сверстниками, если задействовано несколько детей. Вот пример логических упражнений для дошкольников от компании Мерсибо . После регистрации у них на сайте, вы можете выбрать игры на нужный возраст и начать увлекательное путешествие.

Уверяю вас это интересно! Мой сын в восторге от программы, а я от игровой формы, в которой преподносятся порой сложные задачи. Не оставляйте дитя одного наедине с заданиями, если ему будет трудно, а рядом не будет того кто поможет – пропадет интерес и время будет потрачено зря. Наш опыт занятий на развивающих сайтах .

Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе, занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки.

Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается.

Ближе к 6-7 годам, мальчики и девочки, могут увлекаться лепкой по инструкции. Детям становится важен результат, они с удовольствием следуют правилам. В этом им могут помочь простые, но очень наглядные книги Веры Гроф.


Готовим фундамент для математических знаний

Математика является одним из самых сложных школьных предметов. Как правило, математика при подготовке к школе вызывает наибольшее количество сложностей. Советую ознакомиться с нашим опытом по подготовке дошкольника к первому классу. Вот несколько интересных статей, которые, несомненно, будут полезными.

Математика для дошкольников

Математика не просто нужная и сложная, но и очень интересная наука! В данной статье, я показала как заинтересовать дитя решением математических заданий. Моему сыну гораздо интересней заниматься, вообразив, что это не математические примеры на сложение и вычитание, а вкусные оладушки или волшебный цветок с лепестками заданиями и ответом в центре.


Пять веселых пальчиков

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка обвести пальчики на руке. Теперь несколько заданий:

  • Пересчитать пальчики на руке;
  • присвоить каждому определенный номер.

Ищем четырехугольники

Нарисуйте несколько геометрических фигур и попросите ребенка найти только четырехугольники. Пусть малыш сосчитает их и раскрасит, предположим, в зеленый цвет.

Запомни цифру

Заготовьте карточки с написанием различных цифр. Возьмите две карточки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их наименования. Затем смешайте их с остальными цифрами, попросите выбрать именно те, которые запомнил.

Составь цифры

Эта игра для ребенка, который хорошо знает, как пишется та или иная цифра. Заготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Разрежьте карточки пополам и попросите ребенка составить половинки таким образом, чтобы вновь получились изображения цифр.

Вот наше видео о “сердечной математике” в канун Дня Святого Валентина:

Возможные сложности и ошибки

Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, выясним, как избежать ошибок при подготовке к школе.

  1. Полное бездействие. Как уже говорилось, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок всему научится самостоятельно, “нечего ему мозги сушить”. Безусловно, научится, но ему придется гораздо сложнее, чем подготовленным сверстникам. Да и самооценка малыша страдает.
  2. Не менее серьезная ошибка - перекладывать всю ответственность на детсад или центр детского развития. Никто не говорит, что обучение дошкольника - простое дело, но оно доступно всем родителям, которые заинтересованы в хорошем результате.
  3. “Лучше поздно, чем никогда”. В этом случае пословица не работает. Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до знаменательного 1 сентября, лихорадочно выполняя разнообразные задания - по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка.
  4. Самое распространенное заблуждение - пытаться во что бы то ни стало обучить чадо навыкам чтения, счета и письма. Конечно, это замечательные навыки, но они вовсе не гарантируют того, что малыш будет успешно усваивать школьный материал. Гораздо более ценными навыками являются умение размышлять, сравнивать предметы, прослеживать связи между явлениями, делать выводы.

Иногда бывает, что малыш никак не может понять материал или же усваивает его недостаточно хорошо. Ничего страшного в этом нет. Просто у будущего школьника не сформировались предпосылки к данному материалу. Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.

На сегодня у меня все, уважаемые читатели, если информация кажется вам полезной, поделитесь ею в соц. сетях с друзьями, соблюдая . А я постараюсь радовать вас не менее интересными статьями. Чтобы не пропустить еженедельную рассылку, подпишитесь, пожалуйста вверху страницы.

Прежде чем говорить непосредственно о подготовке вашего малыша к школе, стоит напомнить об основных особенностях периода детства, называемого «дошкольный период». Это возрастной отрезок детства от 3 до 7 лет. До ростового скачка, который наступает в 6–8 лет и часто приходится именно на период начала школьной жизни, дети растут постепенно и стабильно. При этом функциональные возможности органов и систем активно совершенствуются. В дошкольные годы у детей происходит развитие базовых навыков, а также так называемых тонких навыков: умение кататься на двухколёсном велосипеде, коньках, танцевать, вышивать, вязать.

Навыки, умения и поведение формируются вследствие подражания ребёнком нормам поведения как в дошкольных детских учреждениях, так и на подготовительных занятиях для будущих первоклассников, для дошкольников, которые по каким-либо причинам не посещали детские садики. Всем известно, что большая роль в социализации личности будущего школьника принадлежит детскому коллективу, и именно в формировании навыков общения. Можно, конечно, сказать, что к концу этого периода ребёнок готовится к поступлению в школу. Но хотелось бы, чтобы каждый родитель понимал, что это дело не одного месяца и даже не одного года. Практически весь дошкольный период становится периодом подготовки к школе.

При успешном его прохождении можно говорить о готовности к школе. Ведь именно готовность к школе определяет то, как ваш малыш будет переносить школьные нагрузки, насколько успешно он войдёт в школьный режим.

Что такое школьная готовность?

Готовность к школе имеет четыре составляющих.

  • Личностная зрелость. У ребёнка должна быть мотивация не только на уровне «в школе у меня появятся новые друзья, красивый дневник и тетрадки, яркие пенал и рюкзак», но и должен быть достигнут уровень познавательный, когда ребёнок проявляет интерес к новым знаниям и умениям. Наверняка вы заметите у вашего малыша пробуждение желания учиться, которое, в свою очередь, приводит его к умению слушать и воспринимать новую информацию.
  • Интеллектуальная зрелость (также называется интеллектуальной готовностью) – ребёнок обладает достаточным количеством базовых знаний, соответствующих его возрасту, умением логически мыслить, имеет воображение и развитую память.
  • Социальная зрелость – один из важных аспектов, свидетельствующий о способности к адаптации к новому детскому коллективу. Это и умение находиться в коллективе, общаться как с детьми, так и со взрослыми – то, что называется «способностью к социализации». В этот период ваш ребёнок усваивает образцы (стереотипы) поведения, установленные школьным коллективом, нормы и взгляды, принятые в новом для него школьном сообществе.
  • Физиологическая зрелость подразумевает физическую готовность: наличие физического здоровья, психологической устойчивости, определённых физиологических возрастных констант.

Итак, чтобы подготовить ребёнка к встрече со школьным психологом, родителям необходимо определиться, что их ребёнку может понадобиться для успешной учёбы в школе. В особенности если ваш малыш не посещал дошкольное учреждение. Родителям детей, которые посещают детский сад, также необходимо иметь представление о том, каким уровнем знаний и необходимых навыков хорошо бы обладать их малышу, чтобы сказать о хорошей готовности к 1 классу.

Базовые навыки и знания, необходимые ребёнку

Определим набор базовых навыков и базовых знаний, который даст вам уверенность в готовности вашего ребёнка к школьному обучению.

Что малыш уже может знать?

  • Фамилию, имя, отчество – свои и родителей.
  • Свой адрес (страна, город, улица, номер дома и квартиры).
  • Наиболее известные животные, птицы и растения. Ребёнок должен ориентироваться в отличиях домашних животных от диких.
  • Время – малыш описывает отличия дня и ночи, времён года, называет месяцы, дни недели.
  • Цвета – различает основные и их оттенки.
  • Геометрические фигуры. Дети дошкольного возраста довольно легко различают круг, треугольник, квадрат. Важно, чтобы у ребёнка было развито ассоциативное мышление, позволяющее ему соотносить фигуру и предмет: крыша – треугольник, а дом – квадрат.
  • Цифры – умение считать от 1 до 20 и обратно. Дошкольник не должен знать сложные принципы сложения, вычитания, умножения и деления, но основы вы можете ему преподать.
  • Биология – конечно же, не сам предмет, но различать живое и неживое, а также ориентироваться в простейшем строении человеческого тела (голова, туловище, руки, ноги, части лица).
  • Социальные знания – к примеру, известные всем праздники и их простое описание (зима – Новый год – подарки под ёлкой).

Что касается навыков, то к этому возрасту ребёнку рекомендуется уметь выполнять следующие задания:

  • Описать предложенную картинку.
  • Прочитать слова по слогам – желательно, но мы ещё раз подчёркиваем – не обязательно.
  • Пересказать прочитанный ему текст: это свидетельствует о развитых навыках речи, навыках построения предложений и умении выстраивать их в логическую цепочку.
  • Аккуратно раскрасить картинку (элементарная штриховка).
  • Вырезать простые фигуры по контуру.
  • Вылепить предмет из пластилина по заданному образцу.

Кроме вышеперечисленного, учите вашего малыша самостоятельности, усидчивости, дружелюбию и вежливости. Ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, следить за своим внешним видом, переодеваться в спортивную форму, собирать школьный рюкзак. Также расскажите будущему школьнику о том, как надо вести себя на переменах, что такое школьная дисциплина и почему необходимо начатое дело доводить до конца.

Специалистами по дошкольной педагогике разработано достаточно много методик подготовки и развития детей-дошкольников. Сегодня не будем подробно рассматривать каждую методику подготовки, мы поделимся с вами простыми и доступными методами, позволяющими не только интеллектуально подготовить к школе вашего ребёнка, но и психологически подготовить к процессу обучения:

  • Обучать в игре – проводите занятия в игровой форме, важно заинтересовать малыша.
  • Длительность вашего «урока» – не более 15 минут. Между занятиями обязателен перерыв 15–20 минут.
  • Чередование умственной и двигательной активности – после урока математики устройте занятие физкультурой.
  • Правило постепенности – не спешите, постепенно увеличивайте сложность материала. И помните, повторение – мать учения.
  • Рисование – обязательно включайте в вашу программу подготовки занятия рисованием. Они прекрасно разовьют мелкую моторику.
  • Используйте учебные пособия с яркими крупными иллюстрациями.

Благодаря правильной подготовке будущий школьник научится думать, у него разовьются воображение, логическое мышление, память. Хочется подчеркнуть, что ваш ребёнок не обязан уметь писать, читать и считать при поступлении в школу. Хотя полученные навыки счёта, чтения и письма значительно облегчат ему процесс обучения. Но не это главное. Важно выбрать не только правильную методику подготовки дошкольника. Будет очень хорошо, если вы ознакомитесь с возможными школьными программами заранее. Формируя учебную мотивацию в процессе подготовки дошкольников, необходимо подумать о том, насколько комфортно будет вашему ребёнку учиться по выбранной программе. Когда мы говорим о комфорте, то это прежде всего создание благоприятной среды для физического и психологического здоровья малыша, а также для поддержания интереса к учёбе. Так, в программе «Начальная школа XXI века» ребёнок не заучивает материал, а прежде всего учится думать и совершать открытия. Кроме того, эта программа не требует от первоклассника обязательного наличия навыков чтения, письма и счёта. Напротив, система учебников имеет более продолжительный адаптационный период в 1 классе и помогает «привыкнуть» к обучению. И ещё один совет родителям, чьи дети только готовятся идти в школу: выбирайте программу, исключающую наличие домашних заданий и имеющую сбалансированность учебных нагрузок.


Софья Рогозинская

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Памятки как самостоятельно подготовить ребёнка к занятиям в школе

Задания, которые предлагает школьный психолог на консультации, помогут понять, на каком уровне развития находится ребёнок. Это обязательный этап, для успешного прохождения которого нужно заниматься с ребёнком в течение длительного времени.

Учебная деятельность

Мамы и папы должны помнить: ваш малыш может чего-то не уметь. Не нагружайте юную голову слишком сильно. Школа предназначена, чтобы рассказать ребенку об огромном количестве вещей, расширить кругозор, научить жить и работать в коллективе.

Однако существует набор основных знаний, которыми первоклассник должен владеть:

  • Полные имена, своё и родителей.
  • Адрес. Страна, город, улица и дом, в котором он живёт.
  • Известные растения, животные и птицы. Малыш должен различать популярные растения и животных, отличать кактус от ромашки, лису от тигра. Человек, который проверяет готовность к школе, может поинтересоваться, есть ли питомцы дома, попросить рассказать о кошке, собаке, попугае. Также он может узнать, какое животное или растение нравится экзаменуемому больше всего, спросить почему.
  • Время. Желательно, чтобы первоклассник умел обращаться с часами. Главное, чтобы он отличал день от ночи, вечер от утра. Один из вариантов задания: «Расположить картинки в правильном порядке». Чаще всего на них изображен режим дня.
  • Геометрические фигуры. До поступления в школу большинство детей умеют вырезать круг, треугольник, квадрат. Кроме того, они обязаны соотносить предметы по форме: крыша дома похожа на треугольник, а сам дом на квадрат.
  • Цвета. Мальчики и девочки в дошкольном возрасте учат не только основные оттенки, но количество цветов в радуге, порядок их расположения. Родителям надо научить ребёнка рисовать элементарные картинки, правильно подбирать цвета для изображения: солнышко – жёлтое, травка – зелёная, а зайчик – белый.
  • Цифры. Обучать правилам вычитания и сложения не обязательно, это сделает преподаватель. Лучше научите считать от 1 до 20 и обратно.
  • Времена года, месяцы, дни недели. На подготовке детям следует не только называть их, но и знать количество, и расставлять в правильном порядке.
  • Популярные праздники. Психолог может спросить, какой из них любимый. Малыш должен ответить и рассказать, почему он выбрал именно этот вариант.
  • Строение человеческого тела. Рисунок человека – частое задание при поступлении в школу.
  • Различать живое и неживое.

  • Элементарные правила дорожного движения: «Нельзя переходить дорогу на красный цвет», «Нельзя перебегать железнодорожные рельсы». В игровой форме школьный работник может проверить эти знания. К примеру, уточнив, кто прав, зайчик, который ждёт зелёный или белочка, которая бежит перед движущейся машиной.
  • Чтение по слогам. Если ваше чадо не умеет читать, это не страшно – научат в школе. Однако этот навык существенно облегчит ему обучение в дальнейшем, и все остальные предметы будут даваться легче.
  • Пересказ. Развитие навыков речи – одна из главных задач при поступлении в первый класс. В начале учебного года ребёнок должен понимать смысл коротких рассказов, выстраивать предложения в логическую цепочку.
  • Память. Перед дошкольником кладут несколько картинок, он смотрит на них некоторое время, потом их переворачивают. Чем больше деталей он запомнит, тем лучше. Надо воспроизвести сюжет и рассказать, что там изображено.

Часто школьные психологи дают задание на выявление лишнего. Существует большое количество занимательных пособий, на которых можно отработать этот навык, но занятия можно проводить и с помощью подручных средств.

Например, попросите малыша выбрать то, что нужно убрать, предложив ему несколько фруктов и один овощ.

Поведение в обществе

Родители юного школьника должны думать не только об учебной успеваемости, но и о том, как помочь ему влиться в классный коллектив. Мы предлагаем рекомендации, которые помогут понять, как быстро самой подготовить ребенка к обучению в школе за лето.

Развивайте в нём:

  • Самостоятельность. Приучайте ребенка самостоятельно одеваться и завязывать шнурки, следить за своим внешним видом и переодеваться в спортивную форму перед физкультурой. Вы можете показать, что он взрослый, равный, но у этого статуса есть не только привилегии, но и обязанности. Не надо собирать портфель за него, лучше проконтролируйте, когда дело будет уже сделано. Тоже самое касается домашнего задания: попытайтесь в мягкой форме донести, что вести школьный дневник – его дело. Но не перегибайте палку в этом вопросе. Помните, что в первую очередь малыш должен ощущать вашу любовь и поддержку. Дайте ему почувствовать, что у него есть надёжный тыл, куда он может прийти с любой проблемой, и жизненной, и учебной.

  • Усидчивость. Маленьким сложно перестроиться после безработных лет детства, и время стандартного урока кажется им вечностью. Во время занятий со своим сыном или дочерью, помогите им привыкнуть заниматься делом некоторое время, постепенно увеличивая нагрузку. Мы рекомендуем начинать с 15 минут, а к началу учебного года увеличить время до получаса.
  • Дружелюбие. Расскажите, почему нельзя драться с одноклассниками и обзываться на них, но не забудьте добавить, что за себя надо уметь постоять. Объясните, что ябедничать – плохо. При этом попытайтесь донести, что в некоторых ситуациях нужно обязательно говорить взрослым о случившемся. Например, если кто-то мучает животных или обижает слабого.
  • Вежливость. Научите сына или дочь формулам этикетного общения. Напоминайте, что при встрече с любым человеком нужно говорить «здравствуйте», а при прощании «до свидания», объясните про «спасибо» и «пожалуйста».

Очень важный момент, на который Вы должны настроить ребёнка – культурное поведение на переменах. Он должен знать, что в школе нельзя бегать по коридорам, кричать, забираться с ногами на мебель.

Практикующие специалисты, работающие с дошкольниками, предлагают несколько рекомендаций для тех, у кого растет будущий первоклассник:

  • Не компрометируйте учителя. Даже если Вы не согласны с ним в каких-то вопросах, выскажите недовольство в личной беседе, а не сыну или дочери. Если Вы чувствуете, что из-за молодости, неопытности или других факторов, преподаватель не справляется с возложенными на него обязанностями, попытайтесь помочь ему. Например, предложите родительскому комитету снять с учительских плеч часть общественной нагрузки. Психологи утверждают, что младший и средний школьный возраст – это время поиска нового авторитета, помимо родительского. Среднее звено ищет его в ровесниках, а младшее – в учителе. Поэтому очень важно для мам и пап не подрывать этот авторитет, а всячески поддерживать. Разочарование в преподавателе начальной школы может сильно пошатнуть структуру личности.

  • Разговаривайте с детьми. Обязательно спрашиваете, как прошёл каждый школьный день. Обратите внимание, что беседа не должна сводиться к перечислению полученных оценок и обсуждению меню столовой. Спрашивайте, что понравилось на уроках, а что нет, что запомнилось и что заинтересовало. Если вам некогда, лучше перенесите разговор на вечер или выберите другое свободное время, но не прерывайте его на полуслове. Дети говорят о том, что кажется им важным, поэтому умение слушать и слышать своего малыша необходимо каждому взрослому. В подростковом возрасте родители начинают в голос твердить: «Он/она ничего нам не рассказывает, на все вопросы отмахивается». Замкнутость и недоверие ко взрослым развивается у школьников в первые годы обучения, если они чувствуют, что у мамы с папой нет времени на их проблемы и переживания. Чтобы такого не случилось в Вашей семье, помните, что дитя будет доверять Вам секреты, только если увидит заинтересованность в них.
  • Не оценивайте учебную деятельность. Оставьте это преподавателям. Вы должны помогать и поддерживать юного ученика, а не брать на себя роль надзирателя. Если ребёнок не справляется с каким-то предметом, начните заниматься с ним, а не ругайте за плохие оценки.
  • Позволяйте отдыхать. Даже если успеваемость оставляет желать лучшего, не заставляйте «двоечника» заниматься целыми днями. Распределите время так, чтобы его хватало и на выполнение основных уроков, и на дополнительные упражнения, и на то, чтобы мальчик поиграл во дворе в футбол, а девочка попрыгала в классики или покаталась на велосипеде. Делайте упор на активные, подвижные игры, которые проходят на свежем воздухе. Они разгружают сознание, освобождают его для приёма новых знаний. А вот компьютерные стрелялки и просмотр мультфильмов можно сократить до тех пор, пока оценки не придут в норму.
  • Не читайте учебники заранее. Не нужно проходить с будущим первоклассником годовой материал за лето. Ему станет скучно на уроках, и интерес к учёбе пропадёт. Если материал даётся вашему чаду очень легко, посоветуйтесь с классным руководителям. В школах существует несколько программ разной сложности: в случае необходимости возможно повышение уровня.

  • Помните о темпераменте. Выбирая школу, обратите внимание на тип нервной системы того, кому предстоит там учиться. Холерики активны и неусидчивы, тяжело воспринимают критику. Для них и для сангвиников подойдут программы повышенной сложности. Большое разнообразие заданий позволит не только удерживать их внимание на учебе, но и поспособствует повышению интереса к школьной жизни. Для флегматиков и меланхоликов быстрый темп урока будет тяжёлым испытание. Они включаются в работу постепенно, долго думают над одним заданием. Выберите для них обычную школу, со стандартными требованиями или уклоном в одну область.
  • Обучайте, играя. Определите предмет, который больше всех нравится маленькому ученику и расширяйте его кругозор в этой области, применяйте игровые методики. Если он проявляет интерес к окружающему миру, ходите вместе в парки, зоосады, океанариумы, читайте больше книжек про животных. Если ему нравится математика, считайте ступеньки, людей на улице, шаги до магазина или до школы. Если ему интересны рассказы о событиях прошлого, составьте вместе фамильное древо, попросите бабушек и дедушек рассказать что-нибудь, а уникальную информацию о Вашей семье Вам поможет добыть Дом Родословия.

При подготовке ребёнка к школе прислушайтесь к психологам и педагогам, почитайте методическую и научно-популярную литературу на эту тему, спросите совета у друзей, которые уже миновали этот этап, но не пытаетесь слепо подражать всем рекомендациям.

Вы знаете свое дитя как никто другой, понимаете его слабые и сильные стороны. Только Вы сможете найти правильный подход к его домашнему обучению и понять, как лучше его подготовить. Слушайте свое сердце, но не забывайте и про советы специалистов.

Еще с юных лет родители готовят ребенка к школе – учат общаться, выполнять простые бытовые действия (мыть руки перед едой, самостоятельно кушать, одеваться и обуваться), развивают речь, мелкую моторику и другие навыки. И чем старше становится малыш, тем больше он должен узнать.

Последний год перед школой – самый волнительный и ответственный. В это время родители начинают задумываться, как подготовить своего ребенка к школе в домашних условиях, поскольку в 6 лет он уже должен обладать определенными умениями и навыками, позволяющими ему не только обучаться, но и комфортно себя чувствовать в коллективе. Очень важно определить психологическую готовность малыша к следующему взрослому этапу – учебному процессу. Также следует научить его усидчивости и дисциплине.

Даже если малыш хорошо говорит, выполняет поручения родителей и воспитателей, – это еще не является свидетельством его психологической готовности к школе. Ведь учебный процесс – это не только новые знания и умения, а еще и дисциплина, строгий режим уроков, сидение за партой на протяжении длительного времени, а также общение с взрослыми наставниками и одноклассниками.

В первый год учебы психологическая готовность важнее, чем все остальное. Определить ее можно по таким признакам:

Как правильно проводить занятия в домашних условиях?

Чтобы занятия дома приносили крохе пользу, не создавали психологический дискомфорт и не вызывали отрицательных эмоций, важно правильно определить тактику дальнейших действий. Для этого необходимо:

  1. Поставить цели и определить порядок их достижения. Не стоит в определенный день начинать интенсивные занятия. Это может привести к развитию отвращения к обучению у малыша.
  2. Определить слабые и сильные стороны будущего школьника. Если некоторые аспекты развиты хуже (например, речь, память или логическое мышление), то большее внимание уделять их усовершенствованию.
  3. Сформировать у ребенка положительный настрой на учебу.

Когда цели и задачи определены, можно приступать к занятиям.

Для того чтобы занятия дома были успешными и продуктивными, следует придерживаться некоторых рекомендаций:

  • заниматься в период наибольшей работоспособности крохи;
  • не настаивать, если ребенок не настроен на учебу;
  • воспитывать внешнюю дисциплину, проводя занятия в четко установленные часы;
  • создать атмосферу, при которой малыш не будет отвлекаться;
  • отработать правильную последовательность выполнения заданий;
  • учитывать особенности конкретного ребенка;
  • хвалить за проявленную стойкость;
  • не ругать, если что-то не получается.

Правильная подготовка к учебному процессу – это фундамент будущего успешного обучения в школе. Привить любовь к учебе помогут творческий подход к занятиям, а также игровая форма обучения.

Особое внимание родителям следует уделить занятиям по чтению, математике и письму.

По чтению

Первоклашке будет значительно проще учиться, если он придет в школу, зная буквы и умея их складывать в слоги. Освоение чтения – главная задача в первом классе, поскольку без него школьник не может изучать другие науки. Чтобы быстро и легко выучить буквы алфавита, можно использовать такие рекомендации:

По математике

Математика также важна для будущего школьника. Уже с юных лет он знакомится с цифрами – знает, сколько ему лет, может сосчитать до 5 или 10. Для знакомства с цифрами и счетом можно выполнять такие простые действия:


Чтобы ребенок не уставал, занятия по геометрии и арифметике следует чередовать, обязательно отводя время на отдых.

По письму

Научить азам письма не сложно, ведь малыш уже может держать ручку или карандаш, поскольку в садике или дома ему давали уроки рисования. Чтобы натренировать руку, необходимо:


При этом важно создать условия для ребенка для письма – приобрести удобную ручку, специальную тетрадь. Также следует объяснить крохе, что не следует выходить за контуры (полоски и клеточки).

Творчество

Творческие задания помогают развиваться малышу, а также отвлекают и переключают его внимание на более приятные действия. Их следует чередовать со сложными уроками – математикой, чтением, письмом. Помогают в развитии такие задания:

  • рисование (красками, карандашами, фломастерами);
  • раскрашивание картинок;
  • лепка из пластилина, теста, глины;
  • создание аппликаций или поделок из разных материалов.

Игры

Время от времени, когда ребенок устал, его следует отвлекать от занятий. Для этого можно сделать небольшую паузу. Например, на уроке письма можно размять ручки при помощи игры. Для этого ребенок встает из-за стола, вытягивает руки вперед, раскрывает ладошки и начинает двигать пальцами (сгибает и разгибает их), повторяя за взрослым слова стишка: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. А теперь мы отдохнем и опять писать начнем».

Также обучающие игры можно использовать в обычной жизни. При прогулках можно считать машины одного цвета, называть номера домов, читать названия магазинов и улиц на табличках. Для развития логики и мышления полезно собирать пазлы.

Распространенные ошибки родителей

Родителям не всегда удается правильно подготовить кроху к обучению в школе. Они допускают ряд ошибок:


Наиболее популярные вопросы

Подготовку к школе в виде занятий необходимо начинать за год до поступления в первый класс. А вот развитию речи и других навыков, которые также потребуются для успешного обучения, следует уделять внимание с 2-3 лет.

Чтобы процесс обучения в школе не стал для малыша тяжелым испытанием и не вызвал отвращение, ему нужно прививать положительное отношение к учебе заранее. Неподготовленные дети часто теряются, им тяжело сосредоточиться, поэтому они отстают и в дальнейшем вовсе не хотят учиться.

Процесс обучения бывает тяжелым для неподготовленного первоклассника. Это может стать причиной плохой успеваемости и отсутствия интереса к изучаемым дисциплинам. Задача родителей – привить малышу позитивное отношение к учебе, помочь ему развить в себе внутреннюю дисциплину.