Тема по самообразованию познавательное развитие дошкольников. Самообразование и познавательное развитие дошкольников – как помочь ребенку. Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ

Нелли Ивановна Букина
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста». План работы по самообразованию

План работы по самообразованию воспитателя старшей группы . 2017 -2018 учебный год.

МДОУ «Ряжский детский сад №8» Букиной Н. И.

Тема : «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста .

Направление :Познавательно-речевое .

Образовательная область :Познание .

Цель : Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию познавательных знаний и умений у детей старшего возраста .

Задачи :

Создание условий для формирования у детей познавательной компетентности ;

Ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с познавательного характера экспериментированием; - развитие у детей интереса к экспериментированию; - содействие процессу формирования у детей чувства ответственности в практической деятельности;

Оказание необходимой помощи семьям в вопросах познавательного воспитания детей . Подтвердить целесообразность проведения подобных занятий воспитателями

Работа с детьми .

Сентябрь

1 "Что такое «знание"и «познать » ?

Познакомить детей с понятиями “Знание , познать” . Развивать интерес к познавательской деятельности . Способствовать воспитанию творческой личности.

2. "У каждого есть имя"

Формирование представлений об имени, традициях именования людей в соответствии с возрастом и роли имени в жизни человека. Имя, имена, фамилия, отчество, возраст

1."Семья – семь Я". Углубить представлениям детей о семейном благополучии и о защите прав ребенка членами семьи. Благополучие, дружная семья, родственники, любовь, забота, уважение, защита, обязанности, права

2. "В гостях хорошо, а дома лучше". Формирование представлений о потребностях человека в жилье и праве на жилье. Дом, квартира, комнаты, жильцы, порядок, беспорядок, продукты, магазин, деньги.

1. "Кто где живет?". Ознакомление детей с разными странами и народами Страна, народы, географическая карта, иностранный, национальность, раса, вера, сходства, различия

2. "Моя Родина".Формирование представлений о своей стране, главном городе России и уважения к своей малой родине. Страна, родина, Россия. Россияне, столица, город, флаг, герб, территория.

1. "Хочу или надо?" Развитие самостоятельности и ответственности , формирование навыков совместной деятельности, Помощь, поступок, заботиться, ухаживать, обида, прощение, дружба, друг, приветливо, сочувствие.

2. "Худо тому, кто добра не делает никому". Формирование уважительного отношения детей друг к другу и навыков бесконфликтного поведения и общения. Обида, ссора,плохой поступок, зло, добро, зло, жадность, щедрость.

1. "Чего в другом не любишь, того и сам не делай". Закрепление элементарных правил поведения в детском саду, формирование навыков вежливого обращения и поведения. Уважение, терпение, внимание, понимание, правила, добрый, вежливый, внимательный, отзывчивый, нежадный.

2. "Секреты вежливости". Ознакомление с правилами вежливого отношения к другим людям и формирование у детей навыков вежливого обращения. Уважение, правила, вежливость, Вы, ты, прозвище, насмешка, вежливые слова, до свидание, здравствуйте и др.

1. "Дети и взрослые ". Углубление представлений о различиях людей разного пола и возраста и их социальных ролях. Мальчик, девочка, тетя, дядя, старик , старушка , возраст , помощь, забота.

2. "Жизнь дана на добрые дела". Воспитание доброжелательного отношения к людям. Уважение, возраст , пожилой, старость , детство, помощь, добрые дела.

1. "Как дружить без ссоры". Формирование у детей навыков бесконфликтного поведения и общения. Добро, зло, обида, обман, наказание, переживание, расстраиваться.

2. "За свое постаю, а чужое не возьму". Формирование представлений о собственности, личных вещах. Личные вещи, общие вещи, чужое, свое, наказание, вред, брать чужие вещи без разрешения (красть)

1. "Труд и отдых". Познакомить с правом на труд и отдых. Закрепить понимание того, что каждый человек нуждается как в труде, так и в отдыхе Труд, работа , помощь, обязанности, отдых, детский труд, труд взрослых.

2. "Грамоте учиться всегда пригодиться". Расширять представление детей о роли образования в жизни каждого человека. Знание, обучение, образование, грамотный.

1. "Каждый маленький ребенок, должен знать это с пеленок". Формирование у детей навыков безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками в общественных местах Правила, нарушитель, преступник, безопасность, внимание, запрещено, смерть, травма.

2. Диагностика уровня освоения детьми знаний и навыков

Работа с родителями .

Сентябрь

Акция «Уроки семьи и семейных ценностей»

Папка – передвижка «Права детей »

Анкетирование «Понимаете ли вы своего ребёнка»

Поощрение и наказание» – восемь правил для взрослых

Консультация «Детская ложь за и против»

Памятка «Жестокое обращение с детьми»

Март-Апрель

Собрание «Познавательное развитие старших дошкольников »

Анкетирование родителей.

Самореализация .

Участие в системе методической работы в ДОУ

Подготовка и проведение открытого занятия – как форма подведения итоговое общей деятельности.

Открытое занятие по теме, самоанализ занятия .

Изучение литературы :

1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. –М.:. – Изд. Дом «Карапуз» ,2001

2. Дыбина О. В Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – синтез,2005.

3. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. –М.: Мозаика – синтез, 2012

4. Голицина Н. С., Огнева Л. Д. Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. – М.: «Издательство Скрипорий 2003» , 2005.

5. Санкина Л. К. Познание предметного мира . – Волгоград : Учитель, 2009

6. Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ . Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера» , 2010

7. Шорыгина Т. А. Беседы о хорошем и плохом поведении. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

Публикации по теме:

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год воспитателя I квалификационной категории подготовительной логопедической группы Зубковой.

План работы по самообразованию. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Месяц ФОРМА РАБОТЫ Срок отчета Сентябрь Подбор литературы по теме Составление картотеки Октябрь Организация уголка сенсорного развития.

План работы по самообразованию Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста». Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми Задачи: - Расширять и активизировать словарный запас детей. - Развивать.

План работы по самообразованию «Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста» План работы по самообразованию на 2017-2018учебный год Тема: "Проектная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста".

Библиотека изображений:

Светлана М
Отчёт по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать . Развитие стоит во главе угла . Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры . Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка , раскрытию его творческого потенциала. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Ведущей деятельностью дошкольника является игра , поэтому развивать познавательные процессы легче через игру . В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры . Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности дошкольника . Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать.

Я два года работаю по теме : «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры », целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры , которая предусматривает решение следующих задач :

1. Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

2. Систематически укреплять и развивать познавательный интерес , который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

3. Формировать потребность в стремлении к познанию новых , более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

4. Воспитывать волевые качества личности ребенка : целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

5. Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря) ;

6. Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Получаемый результат : в процессе дидактических игр у детей развивается внимание , память, речь, мышление, интеллектуальное развитие .

Третий год работаю над данной темой. Свою работу начала с развития предметно- развивающей среды в группе , что позволяет создать необходимые условия для стимулирования познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В группе создан уголок «В гостях у Игровичка» , где собраны различные дидактические игры , авторские игры , многофункциональные пособия такие, как : «Чудо-дерево» , «Волшебная корзинка» , «Ваза» , «Разноцветный сундучок» , «Мудрая змея» , «Воздушное облако» , «Цветик-семицветик» , «Бурёнка» «Зонт» , «Часы» , «Африка» . Эти пособия широко использовались для таких дидактических игр , как :

- «Бесконечная классификация» ;

- «Найди по описанию» ;

- «Найди лишний предмет» ;

- «Узнай по тени дерево» ;

- «Соберем урожай» ;

- «Садовник и цветы» ;

- «Поиск общего» ;

- «Поиск аналогов» ;

- «Что к чему подходит?» ;

- «Что растет на грядке?» ;

- «Поиск противоположных предметов» ;

- «Животные Африки» ;

Работа по познавательному развитию через дидактическую игру ведется по трем направлениям :

Работа с детьми;

Работа с педагогами;

Работа с родителями.

Работа с детьми :

Обучение детей строится на основе программы «Радуга» . Основной формой познавательного развития являются игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям :

1. Интеллектуальное развитие ;

2. Развитие внимания ;

3. Развитие восприятия и памяти ;

4. Развитие речи .

В интеллектуальном развитии применяю такие игры : «Отгадай фигуру» , «Собери снеговика» , «Превращения» , «Чудесный лес» , «Четвёртый лишний» , «Путаница?» .

В развитии внимания : «Отражение» , «Выложи кружочки» , «Пантомима» , «Портрет» .

В развитии восприятия и памяти : «Нади отличия» , «Сложи картинку» , «Угадай предмет» , «Какое время года?» , «Кто не на месте?» , «Рассмотри внимательно» , «Найди предмет» .

По развитию речи : «Вершки и корешки» , «Вкусный сок» , «Угадай, что я съел» , «Что за предмет?» , «Разноцветный сундучок» .

Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей. При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей , а также их интерес к различным играм. При организации игр словесного содержания я использую сюрпризные моменты : через героя , которому нужно помочь, различные атрибуты. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала , который дети изучали. По математике я подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения :

- игры головоломки ;

- игры шутки ;

- игры с занимательными вопросами : «Почему овал не катится?» , «Кто быстрее найдет» , «Незаконченные картинки» , «Чиним одеяло» , «Живые числа» , «Новогодние елочки» .

По развитию речи включаю дидактические игры , на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения : «Назови как можно больше предметов» , «Кто больше увидит и назовет» .

При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепления знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности , наблюдательности : «Волшебный кубик» , «Садовник и цветы» , «Кто летает?» , «Отгадай-ка»

В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры . В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр , с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности.

Применяю в работе с детьми различные дидактические игры , в том числе и электронные игры . Я обратила внимание на то, что подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации образовательной деятельности или индивидуально очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов . Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.

Широко использую : игры – путешествия , презентации, интерактивные игры . Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность : сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.

Очень интересно прошли мероприятия с использованием мультимедийных технологий :

«Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ» - интегрированное занятие (познание - ФЭМП+физкультура-занятие физической культурой, использовала игры : «Назови дни недели» , «Сосчитай мячи» , «Найди ошибки» , «Загадки-задачки» , «Найди лишний предмет» .

«Путешествие в Звукоград» . Использовала следующие игры : «Магазин игрушек» , «Назови слова» , «Рассели звуки по домикам» , «Угадай по описанию» .

Реализация проекта : «Морские обитатели» , занявший 1 место на базе нашего ДОУ. Использовала следующие игры : «Угадай по силуэту» , «Засели аквариум морскими обитателями» , «Собери целую картину» .

Работа с педагогами :

Во взаимодействии с педагогами стараюсь использовать разнообразные формы. Провела консультацию для педагогов ДОУ по теме : «Познавательное развитие детей через дидактические игры ». Где предложила педагогам свои авторские многофункциональные пособия и дидактические игры . Провела семинар – практикум по использованию авторских дидактических игр в работе с детьми. Приглашала педагогов на просмотр открытых мероприятий, непосредственно образовательной деятельности, где использовала дидактические игры . Разработала вместе с детьми проект «Морские обитатели» и «Путешествие в Африку» , которые были представлены на конкурсе проектов детского сада. Проект «Морские обитатели» занял 1 место.

Работа с родителями :

В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?» , на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя» . Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их , обсуждали уже проведенные игры . Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны , активны, стали больше интересоваться познавательной литературой , задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Дидактические игры включаю в работу с родителями в форме «игры на дом » .

Такая систематическая работа дала положительные результаты.

В перспективе я планирую :

1. изготовление новых дидактических игр ;

2. создание картотеки дидактических игр для родителей ;

3. создание банка видеотеки (с привлечением родителей) ;

Актуальность. Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе.

Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников.

Психологи (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Поддьяков Н.Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательные способности проявляются в умении выделять характерные свойства, различия, разбираться в сложных ситуациях, задавать вопросы, наблюдать. Необходимым условием развития этих способностей есть тяга к умственным усилиям (Панько Е.А., Коломинский Я.Л.). Познавательные способности обеспечивают успех любой познавательной деятельности.

Основная идея опыта заключается в том, что психолого — педагогическое обеспечение процесса развития познавательных способностей в дошкольном детстве должно происходить в наиболее важных сферах деятельности (познавательной, коммуникативной, художественной). Важными моментами при этом являются:

  • сотрудничество воспитателя с детьми на наглядной основе;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка;
  • опора на спонтанные проявления детской активности, отражающие стихийный опыт взаимодействия ребенка с окружающей средой;
  • активизация положительных моральных волнений ребенка при оценке его личностных достижений в процессе деятельности.

Для обеспечения эффективности формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста нами были определены следующие задачи:

1. Создать предметно – развивающую среду — единое пространство, в котором происходит процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, единые подходы, единую цель совместной деятельности воспитателей и родителей, единые оценочные взгляды и действия для всех участников педагогического процесса.

2. Заинтересовать, воспитать тягу к знаниям, вызвать желание действовать, дать понимание того, что ошибаясь, ты все равно получаешь знания, поэтому всегда твори, экспериментируй, познавай.

3. Создать соответствующую атмосферу, в которой реально проявляют себя взаимодействие, взаимодоверие, взаимопомощь, гуманность.

4. Обеспечить климат личностной безопасности для каждого ребенка и возможности всестороннего стимулирования, их творческую инициативу.

Научно — методической почвой нашей деятельности является применение методов современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

В организации работы с детьми мы используем следующие методы:

  • методы ТРИЗ, в которых успешно решаем задачи проблемного и развивающего обучения, побуждаем детей к поиску, моделированию, экспериментированию. Дети работают в атмосфере свободы мышления и творчества;
  • наглядные методы: опорные схемы, таблицы, карты, эйдетика, в которых развиваем память, мышление; формируем навыки объяснительной речи, умение обосновывать свои мысли, делать выводы, побуждаем детей к размышлению;
  • методы проектных технологий , в которых формируем умение конструировать свою деятельность, использовать свои знания на практике, искать ответы на вопросы, включаться в партнерские отношения со сверстниками и взрослыми;
  • методы экспериментально — исследовательской деятельности, в которых опираемся на опыт ребенка, формируем сенсорно — перцептивную сферу у детей, представление о предметах, явлениях природы.

Направления нашей работы с детьми:

  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие речевых способностей;
  • воспитание патриотизма и человечности у детей дошкольного возраста.

Указанные направления мы реализуем в различных формах работы:

  • групповые, индивидуальные, подгрупповые занятия;
  • проекты, конкурсы, праздники, развлечения, тренинги, кружковая работа, опыты и наблюдения, «исследовательский фартук»;
  • поисковые сообщения, использование опорных карт, схем, моделей;
  • изготовление коллективных панно, газет, детских книг, коллажей.

В нашей практической деятельности с детьми мы видим, что основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в такие виды деятельности:

  • игровую;
  • учебно – познавательную;
  • продуктивную (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • двигательную;
  • трудовую.

Поэтому организованную и самостоятельную деятельность детей мы осуществляем на основе включения детского экспериментирования во все сферы жизнедеятельности дошкольников. Учебный процесс организован так, чтобы ребенок имел возможность сам задавать вопросы, выдвигать свои гипотезы, не боясь совершить ошибку. Дети любят экспериментировать. В экспериментальной деятельности работа детей осуществляется самостоятельно, раскрывает перед ними новые стороны и свойства объекта, пронизывает все сферы детской жизнедеятельности, в том числе и игру.

Большое значение мы придаем использованию исследований и опытов в интегрированных занятиях. Нами разработаны циклы занятий для детей, которые включают в себя экспериментальную и исследовательскую деятельность:

«Круговорот воды в природе»;

«Необычные гости»;

«Дети и солнце»;

«Какая вода вкуснее?»;

«Воздушные шарики»;

«Тайны профессий»;

«Наш уголок природы»;

«Моя семья»;

«Мое семейное дерево»;

«История моего города»;

« Мой родной город ».

С постановки проблемной задачи начинаются почти все наши занятия с детьми. Для стимулирования познавательной активности используются приемы сомнения, размышления («А может ли такое быть?», «Возможно ли это?», «Было как-то иначе?», «А могло ли быть иначе?», «Как ты думаешь, что будет потом?», «Что могло случиться?»).

Вопросы проблемного характера побуждают детей к поиску способов решения, обоснования собственных мыслей и деятельности.

Одной из наиболее прогрессивных в развитии самостоятельного мышления и познавательных способностей является технология ТРИЗ, описанная в работах Г. С. Альтшуллера.

Детям нашей группы для решения противоречий предлагаем следующие задачи: «Сделай заранее», «Преобразовать вред в пользу», «Цепочка слов», «Ассоциации», «Хорошо — плохо», «Решение противоречий», «Сказки по — новому», «Преобразование красок», «Веселые человечки», «Дорисуй», «Придумай костюм для героя сказки».

Значительное внимание уделяем индивидуально — дифференцированному подходу к обучению детей. В центре нашего внимания личность ребенка, его индивидуальный уровень подготовки, желание и способность работать на занятии. Это позволяет организовать работу детей таким образом, чтобы каждый ребенок был приобщен к творчеству не только по желанию, но и с учетом собственных возможностей. Мы убеждены, что развитию детей способствует как индивидуальная работа, так и доброжелательность, спокойный микроклимат, сотрудничество воспитателя и ребенка.

Значительное внимание в работе с детьми уделяется применению проектных технологий. Развития познавательных способностей способствует участию детей в совместных групповых проектах, например: изготовление наборных коллективных панно, детских книг, газет, подготовка праздников и представлений. Участвуя в такой деятельности, дошкольники имеют возможность планировать, распределять свою работу, обобщать, классифицировать материалы, сравнивать качество выполнения работы. За прошедший учебный год были созданы вместе с детьми такие проекты:

  • «Путешествие по странам и континентам»,
  • «Родная Украина»,
  • «Русский сувенир»,
  • «Загадочная Тироль»,
  • «Цвета Севера»,
  • «Путешествие по Египту»,
  • «Профессии нашего города»,
  • «Семья»,
  • «Уроки Православия»,
  • «Юный ресторатор»,
  • «Уроки королевы Кисточки»,
  • «По страницам любимых сказок»,
  • «Весна — Красна»,
  • «Кондитеры».

Для нас стало традицией проведение различных интеллектуальных конкурсов с детьми: КВН, турниры эрудитов, знатоков, «Джунгли зовут », « Почемучки », а также совместно с родителями брейн — ринги, игра «О чем говорят дети», «Вечера загадок и отгадок». Организация этих конкурсов способствует тому, что ребенок из пассивного, бездействующего наблюдателя превращается в активного участника.

Для развития познавательных способностей используем разнообразные развивающие игры и упражнения, в частности игры Б.П. Никитина, содержащие чрезвычайно широкий спектр задач, как по сложности, так и по разнообразию характера.

Познавательные способности развиваются с помощью художественной речевой деятельности, что является одним из путей совершенствования детской речи. Дети с увлечением разыгрывают сказки с заместителями (геометрическими фигурками) (Гавриш Н.В.). Речевую творческую деятельность мы организуем с опорой на иллюстрации или схематические рисунки, широко применяем метод эйдетики, при составлении рассказов, описаний, придумывании сказок, загадок, чистоговорок т.д..

Надо заметить, что не у всех дошкольников отчетливо проявляются наклонности и предпочтения. Дети способны часто менять свои интересы, а некоторые вообще их не проявляют. Основная причина этого явления — недостаточная сформированность некоторых средств познания. Результаты диагностики показали, что значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем познавательной активности.

Еще один важный аспект: наши многолетние наблюдения свидетельствуют, что довольно часто основной причиной низкого уровня интереса к окружающей действительности является слабое физическое здоровье. Особенно это проявляется в старшем дошкольном возрасте, когда умственный труд становится напряженный в связи с активизацией подготовки к обучению в школе.

В этом случае мы прибегаем к индивидуальной работе. Практикуем занятия с подгруппами детей, держим под контролем личный интерес к выполнению задания каждым ребенком. Прибегаем к игровым приемам и применению игровых форм: игры — эксперименты, игры — путешествия, игры — этюды, создаем проблемные игровые, поисковые ситуации и ситуативные задачи.

Только поощрения, интерес, неравнодушное отношение и эмоциональная поддержка со стороны взрослых дает положительный результат. Немаловажно тесный контакт с родителями: консультации, беседы, заседания круглого стола, вечера вопросов и ответов. В родительских уголках создан раздел, где размещается информация о нашей деятельности с детьми, советы родителям, что прочитать детям, рассказать и вообще как помочь маленьким «почемучкам ».

Интерес, новизна, неожиданность это стимул познавательной деятельности, своеобразный трамплин к познавательной активности, опора для эмоциональной памяти, стимул для повышения эмоционального тонуса, средство мобилизации внимания и волевых усилий ребенка. Длительный эксперимент грузинского психолога Ш. А. Амонашвили убедительно свидетельствует, что даже самых пассивных детей можно сделать активными. Метод очень прост: дать ребенку радость познания, радость преодоления трудностей; научиться ждать ответа от него, переживать вместе с ним счастье интеллектуальной победы.

План работы по самообразованию на тему

«Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность»

на 2010-2015 годы

Воспитатель: Шамсутдинова Г.Ш.

Начиная работу по самообразованию, я поставила перед собой:

Цель: создать оптимальные условия для ребёнка дошкольного возраста как основы познавательного, интеллектуально-личностного, творческого развития.

Задачи:

1.Изучить нормативные документы, научно-методическую литературу по данной теме,изучить педагогический опыт через статьи интернет.

2.Разработать комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательного процесса и систему работы по разделу «

3.Воспитать интерес к играм.

Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:

I этап (информационно – ознакомительный) 2010-2011 учебный год

Изучение научной, методической литературы,

Закон «Об образовании в РФ»,Конвенция о правах ребёнка,

Анализ и обобщение теоретических данных,

Разработка комплексно – тематического планирования.

II этап (практический)2012-2014 год

Организация игровых центров

Внедрение в практику полученных теоретических знаний.

Размещение публикаций

Практические выходы, выступления, участия на конкурсах, консультации:

Практические выходы:

Познавательные проекты на темы: «_Моя дружная_семья»для воспитателей МБДОУ,«Чудо эксперименты», «Здоровейка»,«Развивающие игры», «Национальные игры», «В гостях у Витаминки», «Всякое познание начинается с удивления»

«Современные технологии по развитию речи Синквейн.Составление загадок по Нестеренко

Работа с родителями,консультации,родительские собрания:

Консультации: «Какие игрушки необходимы детям», «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»,«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребёнка», « Народные игры»; «Поисково-познавательная деятельность», «Игра в жизни детей»

Родительские собрания по темам: « Сенсорное развитие детей в предметно-игровой деятельности», «Роль игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста», «Развитие познавательного интереса детей к предметному миру»

Выступление на обще родительском собрании на тему: «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»

Выступление на районном семинаре на тему: «Взаимное сотрудничество – залог успешного воспитания дошкольника»

Выступление на семинаре-презентации воспитателей МБДОУ на тему: «Использование инновационных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

«Развитие познавательности детей через нетрадиционные техники рисования»

Показ открытых занятий, мероприятий:

Показ театрализованной игры по теме: «На день рождения к Нюше» с участием представителей ГУ «Дирекция финансирования научных и образовательных программ БДД РТ»

Показ открытого занятия для воспитателей МБДОУ по познавательному развитию с использованием ИКТ в старшей группе на тему «Путешествие в научную лабораторию»

Показ открытого занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ по теме: «Путешествие в мир предметов»

Показ районного занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ теме: «Одуванчик»

Показ открытого районного занятия по развитию речи для воспитателей МБДОУ по теме: «Матрёшки»

Показ районного открытого занятия по познавательному развитию для воспитателей МБДОУ по теме: «В гостях у снеговика»

Участие в районных, республиканских, во всероссийских семинарах, конкурсах, мероприятиях:

Участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства размещённых в сети интернет.

Участие в межрегиональном конкурсе образовательных программ и методических разработок по формированию исследовательских умений детей дошкольного возраста «Радуга открытий»

Участие воспитанников в открытом межрегиональном интеллектуальном турнире способностей: «РостОК-SuperУм»

Трансляция опыта работы по теме: «Всякое познание начинается с удивления»

III этап (обобщающий)2014-2015 год

Обобщение опыта работы по теме: « Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста через игровую деятельность »

Практическая работа по теме самообразовани

1. Дыбина О. В. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром».

2. Жуковская Р. И. «Творческие ролевые игры в детском саду».

3. Попова Л. В. «Что нужно знать воспитателю о том, как мальчики и девочки учатся быть мужчинами и женщинами».

4. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

5. Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Индивидуальный план самообразования на 2015-2016 г.г.

Должность - воспитатель

ФИО Трубач Елена Владимировна

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) среднее специальное: Саратовское педагогическое училище (окончила в 1994 г.)

Специальность по диплому Дошкольное воспитание; Воспитатель с правом обучения детей иностранному языку.

Когда обучался на курсах повышения квалификации :

    По программе «Современные подходы к обновлению содержания дошкольного образования» в объеме 144 ч. (апрель 2011г.)

    По программе «Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» (май 2011г.)

    По программе «Деятельностный подход к воспитательно-образовательному процессу в условиях реализации ФГОС ДО» в объеме 78 ч (май 2015г.)

Тема МДОУ «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»

Индивидуальная тема «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Когда начата работа над темой - сентябрь 2015г.

Когда предполагается закончить работу над темой - май 2016 года

Цель самообразования по теме

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

Задачи самообразования

    Создать условия для познавательной активности детей, с помощью предметно-пространственной развивающей среды в группе, а так же во время проведения организованной образовательной и совместной деятельности.

    Поощрять и направлять познавательную инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность посредством игровой деятельности.

    реализация рабочей программы младшей группы «Буратино» в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры.

    поддержка инициативы детей в познавательной и игровой деятельности.

    обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей посредством игровой деятельности.

Основные вопросы, намеченные для изучения.

    Создание предметно-пространственной образовательной развивающей среды в группе, способствующей развитию познавательных способностей.

    Изучение нормативных документов (Закона Российской Федерации от 20.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования)

    Изучение и применение в работе современных педагогических технологий обучения и развития детей дошкольного возраста.

    Повышение педагогической культуры родителей и оказание методической поддержки по данной теме.

    Изучение педагогического инновационного опыта по теме посредством участия в вебинарах, семинарах и методических объединениях.

Этапы проработки материала

Цель. Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по развитию познавательных способностей детей в игре.

Задачи.

    Анализ организованной образовательной деятельности

    Изучение возможности качественной реализации развития познавательных способностей в системе образовательного процесса.

    Изучение потребностей родителей и материально-технической базы для продуктивной работы над темой

    Осуществить отбор критериев мониторинга.

Содержание.

    Анализ методической литературы

    Разработка рабочей программы педагога

    Создание материально-технических, организационных и научно-методических условий.

    Оценка уровня развития познавательных способностей детей, составление индивидуальных маршрутов.

    Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат. Изучена литература, проанализированы ресурсы, учтены запросы родителей, проведена оценка индивидуального развития детей, спланирована работа

Сентябрь

Прогностический

Цель. Введение игровых технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи.

    Изучить современные педагогические технологии обучения и развития детей дошкольного возраста.

    Разработать комплекс консультаций для родителей по развитию познавательных способностей детей.

    Подобрать игры для развития умственных способностей детей в младшей группе.

Ожидаемый результат.

Внедрение игровых технологий в организованной образовательной и совместной деятельности. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей.

октябрь

Практический

Цель. Создание условий для развития познавательных способностей детей.

Задачи.

    Создание и поддержание условий для творческой работы с детьми.

    Разработка и проведение ООД с применением игровых технологий.

    Постоянный анализ развития познавательных способностей детей.

    Непрерывное пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе

Ожидаемый результат.

Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, за счёт проявленного интереса у детей. Оформление предметно-развивающей среды с учетом активизации познавательных способностей.

Проведение консультаций с родителями:

«Развитие познавательных способностей детей в 4-х летнем возрасте»

«Игра – дело серьезное»

«Формирование мыслительных процессов посредством дидактических игр»

«Учим ребенка думать»

Семинар «Сенсорное развитие детей 4-х летнего возраста»

Выступление на педагогическом совете «Образовательные технологии при проведении ООД с дошкольниками»

Выступление на районном методическом объединении «Современная предметно-развивающая среда»

Ноябрь-апрель

Обобщающий

Цель. Обобщение результатов по теме самообразования.

Задачи.

    Развивать познавательную активность дошкольников

    Проведение занятий с использованием игровой деятельности.

    Привлечение родителей к развитию познавательной активности у детей и оказанию помощи в проведении ООД

    Анализ формирования познавательных способностей у детей (мониторинг индивидуального развития)

    Оформление результатов работы по теме самообразования.

Ожидаемый результат. Развитие интереса у детей к получению знаний, умения нестандартно мыслить. Оформления опыта работы по теме.

Оформление паки – передвижки»

«Играть - это интересно, играть - это полезно!»

Выступление на районном методическом объединении:

« Взаимодействие детского сада и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

май

Внедренческий

Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы.

Распространение собственного опыта путем участия в методических объединениях и в конкурсе «Педагогический Олимп»

В ходе дальнейшей педагогической деятельности

Какой предполагается результат

Повышение активности детей во время проведения организованной образовательной деятельности, желания узнавать, что-то новое самостоятельно. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Форма предоставления результатов - отчет